КИНО
ЧТО НАША ЖИЗНЬ — ИГРА
Загадочная картина про полное погружение в игру
Фильм «Дама пик» — сюрреалистичная трагикомедия по опере Чайковского, которая, в свою очередь, написана по повести Александра Пушкина «Пиковая Дама». В фильме довольно интересно показана любовь к игре: Павел Лунгин отчетливо провел аналогию с историей Пушкина.

Первые кадры позволяют предположить, что композиция фильма будет закольцована. Нашего обезумевшего «Германна» увозят вдаль на машине: «Хотел убежать? Некуда бежать, некуда».
Начнем с самого начала. Андрей, он же (пока еще только возможно) Германн, преподносится нам как помешанный на образе Софьи Майер оперный певец. У него есть девушка Лиза, она — дальняя родственница великой певицы, которая только-только вернулась в Москву ставить небезызвестную «Пиковую даму» Чайковского.

Иностранная певица сама по себе персонаж довольно странный. Она останавливается у знакомого, который представляется Лизе как «просто Олег», зато привозит с собой очень много багажа, и большая часть — костюмы с легендарных постановок, которые, как она выражается, обязательны для оперных звезд ее масштаба. Ее эмоции непостоянны, и нельзя предугадать ее настроение.
На кастинге на Андрея обрушивается, кажется, вся несправедливость этого мира: долгожданную роль Германна в постановке отдали не ему. У молодого таланта довольно загадочная судьба — по ходу фильма мы ни разу не видим ни одного намека на родителей, зато нам в красках показывают, как у Андрея появился голос, когда он был еще мальчишкой.

Судьбы в фильме начинают тесно переплетаться. Андрей изменяет Лизе с Софьей, и Лиза ищет утешения у Олега. Становление персонажа Лизы происходит в мощной сцене: она поет дуэтом с Софьей во время репетиции. Ее голос становится мощнее, она берет нужную ноту, понимая для себя все истины.
Пушкинский Германн желал денег, пожалуй, очень осторожно. Он понимал все: он знал риски и осознавал свою склонность к игре, а потому постоянно наблюдал. Поэтому три карты нужны ему были для состояния, а не для какой-то алчности.

Андрей в картине Лунгина выходит за грань: взяв за основу знаменитую историю трех карт, он вдруг решает, что могущественнее старухи, рока и прочего. Дама пик его не одолеет! Игра полностью его захватила, как на сцене, так и в жизни. В отличие от пушкинского Германна он не видит границ. Германн был расчетлив, а Андрей помешался на деньгах, сцене, Софье.
Игральные амбиции главного героя до добра его не доводят: он занял деньги у влиятельных людей и проиграл их. Это, наконец, помогло ему отделить фантазии от реальности. Но и это правда лишь отчасти: деньги, оказывается, принадлежали Софье.

Как мы знаем, Германн доживал свои дни в больнице. Андрей же проиграл себя и свою жизнь, свой талант, а потому и вынужден был ими расплатиться.
Текст: Виктория Кэшби