театр имени Евгения Вахтангова

самоубийца

Где «я», а где «Я»?
Марафон премьер Вахтанговского театра продолжается. Еще одной декабрьской новинкой и дополнением репертуара Симоновской сцены стал спектакль Павла Сафонова «Самоубийца». Само описание постановки рассказывает о значимости автора пьесы Николая Эрдмана для театра, поэтому мы не будем сильно увлекаться историческими справками. Отмечу лишь то, что Эрдман писал интермедии, почти что комические куплеты для легендарной «Принцессы Турандот», сегодня же на сцене играется его произведение, скорее похожее на черную или даже трагикомедию.

В самом начале хочется уже не в первый (и точно не в последний) раз признаться в любви актерской работе Вахтанговской труппы. Что бы они не играли, кого бы они не изображали, наблюдение за их многогранностью доставляет невероятное удовольствие! Всем артистам без исключения удается балансировать на тонкой грани между психологическим и буффонадным, между реальным и гротескным. В героях, какими бы экстравагантными они не были, каждый может увидеть отражение своих знакомых, друзей, близких, а может и самого себя.
Отличная сценография привлекает размеренной черно-белой цветовой гаммой с редкими вкраплениями контрастных красных или синих элементов. Только половина реквизита представляет настоящие предметы, остальные заменены картонной, нарисованной утварью, еще больше погружающей нас в чудаковатый, потерявший свою сообразность мир пьесы. Это тридцатые годы двадцатого века, девушки носят прямые, покрытые или несуразными формами, или ослепляющими блестками платья, а мужчины донашивают уже совсем неактуальные фраки и рубахи с широкими рукавами. Жизнь меняется, и нам нужно поспевать за ней, но даже костюмы героев намекают – они еще не готовы, они еще не выросли, они, словно капризные дети, не могут принять перемен и ждут, когда кто-нибудь другой сделает все за них.
История позиционируется как трагикомедия и сопротивление человека и массы, индивидуума и государства, но в конечном итоге в спектакле много ярче прозвучала тема внутреннего, личностного конфликта внутри одного человека. Можно ли считать заглавного героя со звучным именем Семен Семенович Подсекальников гением, обиженным недобропорядочным законом? Или наоборот, обыкновенным мужчиной, предпочитающим всю вину сваливать на грехи окружающих, а не на собственную лень? Зритель решит сам. В соответствии с тем, чье лицо ему увиделось в чертах Подсекальникова – давней, наивной любви к загадочно угасшему романтику, печальному детству в сопровождении безработного отца-бездельника или дорогого, горячо обожаемого себя. В любом случае, вместе с ним мы учимся, мы смотрим на странный мир вокруг и понимаем, что нам должно стремиться к большему, стремиться к высшему. Но стоит помнить, что залезть на лестницу еще не значит стать выше.
Вахтанговского «Самоубийцу» не обозначить легким и простым комедийным спектаклем. Действие полно небольших шуток, не потерявших своего остроумия и после стольких лет, что все же не делает постановку менее драматичной. Эта история нужна, чтобы подумать. Чтобы решиться на что-то. Чтобы впервые за долгое время посмотреть на себя со стороны и дать честную, здравую оценку. Потому что любая маленькая «я» может подняться с колен и стать заглавной.
Текст: Аврора Акопян
Фото: Яна Овчинникова