КИНО
ПУГАЛО
«Пугало» - якутский фильм, который получил признание за пределами республики. Что такого в его сюжете, что заставило зрителей, незнакомых с Якутией, прожить этот фильм, и важен ли сюжет вообще?
Якутия. Для меня, уроженки Поволжья, Якутия всегда была неизвестным местом, я знала только то, что там очень холодно и есть шаманы. О развивающемся кинематографе республики я, естественно, не догадывалась. И каково же было мое удивление, когда на прошлогоднем Кинотавре победил фильм «Пугало» режиссера Дмитрия Давыдова. Во мне сразу загорелся интерес: что же есть такого в этом фильме, что он зацепил жюри главного смотра России?
Но посмотреть «Пугало» я смогла только через год. В «Октябре» проходил благотворительный показ этого фильма, все деньги с продажи билетов ушли на помощь в тушении лесных пожаров в Якутии. После показа было обсуждение скорее даже не самого фильма, а киноиндустрии в республике Саха в целом. Оказывается, в фильмах обычно снимаются «всем селом», и люди горят тем, что они делают. И это заметно в каждой детали. «Пугало» закрепилось в моей памяти именно из-за этого — из-за любви, которая есть в каждом кадре. Режиссер не пытается прояснять что-то для западного зрителя, делая свое для своих, но мы, западные зрители, в этом и не нуждаемся. Я завороженно наблюдала больше не за самим сюжетом (его там как такового и нет), а за поведением людей и за обстановкой деревни. Ведь режиссер не искал каких- то особенных локаций и профессиональных актеров, он сам — непрофессионал, изначально учитель, и для меня все, что показывалось на экране, было дверью не в художественный мир фильма «Пугало», а в таинственную Якутию.

Сюжет, конечно же, тоже достоин внимания. В конце я проронила слезу, я будто бы, подобно самой героине, впитала ее горе. Я привязалась к ней и испытала сочувствие. Это удивительно, как режиссер смог так раскрыть героиню всего лишь за 70 минут хронометража.
Всю дорогу домой после фильма я думала, как же поразительно, что в нашей огромной стране есть такая аутентичная и неизвестная киноиндустрия, мне захотелось почитать и посмотреть больше. Я уверена, что с подобными ощущениями из кинозала вышла не одна я. По счастливой случайности, в коробке ненужных вещей в общежитии лежал выпуск журнала о якутском кинематографе. Из него я узнала еще больше про кино в республике Саха, и он оказался ровно таким, каким я его поняла по фильму «Пугало» — аутентичным, магическим и прекрасным. Для меня этот фильм стал глотком свежего воздуха в современной индустрии, и я за это ему безумно благодарна.
Текст: Ксения Сластен