Театр «Мастерская»

Весь мир — театр!

Заметки о театральном фестивале «Школа. Студия. Мастерская»
с 27 ноября по 4 декабря на нескольких площадках прошел вот уже в шестой раз театральный фестиваль «Школа. Студия. Мастерская», объединяющий проекты выпускников мастерской Григория Козлова со всей страны.

На фестивале были представлены как репертуарные спектакли, так и эскизы будущих постановок.

Нам удалось посетить лишь часть программы, но и она оказалась довольно насыщенной, поэтому мы рады поделиться своими заметками с показов!
РЕЖИССЕРСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Эскиз спектакля «Я к вам по белой бумаге иду»
Режиссер Дарья Завьялова

На Малой сцене Мастерской воцарилась атмосфера старинных салонов XX века — на сцене пять прекрасных девушек перевоплощаются в муз и поэтов Серебряного века, за фортепиано — виртуоз Андрей Пирог (вместо заявленного Сергея Тарусина), ему аккомпанирует скрипка Ульяны Лучкиной.

Серебряный век и его главные литературные фигуры — Анна Ахматова (Юлия Вибе), Александр Блок, Андрей Белый и их прекрасная дама Любовь Менделеева (Ульяна Лучкина), Сергей Есенин (Анастасия Стебнева), Марина Цветаева (Дарья Завьялова), Владимир Маяковский (Дарья Соловьева) — находятся в центре внимания этого спектакля-концерта, который можно назвать и музыкальной мемуаристикой. Каждая из актрис становится голосом любви, поэзии и спрятанной в их взаимодействии музыки. Звучат отрывки из дневников и писем, звучат песни на тексты поэтов (не только персонажей историй, но и Земфиры или Beatles, например). Звук исходит не из повествования, а откуда-то из сердца. Да, порой любовные перипетии героев и героинь светской хроники начала XX века звучат чересчур романтизированно, словно сказка о неземной любви. Но, слушая строки, пропетые ангельскими голосами, начинаешь верить в этот «нежный и залихватский период», который воплотила в жизнь Дарья Завьялова.
Эскиз спектакля «Как важно быть серьезным»
Режиссер Эрнест Паньков (он же альтер-эго Сергея)

Как человек, впервые прочитавший пьесу Оскара Уайльда в оригинале для школьного проекта в 6 классе и с тех пор каждый год ее перечитывающий, я довольно внимательно отношусь к любым попыткам поставить по «Как важно быть серьезным (или Эрнестом)» что-то свежее. В этом отношении смелую, но не новую мета-задумку о спектакле в спектакле можно назвать интересной попыткой исследования текста в поле современного театра.

Комедия положений на этот раз оказалась в неловком положении, так как за нее взялся режиссер Эрнест, считающий себя молодым гением (самоирония — это хорошо), но завязший в собственных закулисных интригах. На самом деле, важно ли быть серьезным в процессе создания спектакля или достаточно быть Эрнестом?

Сложно сказать, потому как с одной стороны, переплетение текста оригинала как внутри оригинального спектакля, так и в фарсе вокруг него довольно хорошо играет на руку атмосфере уайльдовского игривого театра. С другой стороны, человеку, не сильно знакомому как с пьесой, так и с личностью ирландского драматурга, будет довольно сложно уследить за всеми слоями истории и остаться в том же легком настроении. При достаточном заземлении сложного концепта и фокусе на одной из двух крайностей фарса вполне можно создать идеальный спектакль.
СПЕКТАКЛИ

«Радость вопреки всему»
Режиссер Мария Романова
Государственный русский театр драмы имени Ф.И. Искандера (Абхазия)

Несомненно, постановка, говорящая языком поэзии, — редкая и невесомая гостья. Ведь сложно перенести на сцену язык поэта так, чтобы его прочувствовали под кожей и прониклись к неуловимой искре подсознания. Похоже, труппа театра Искандера с особой страстью перевоплощается в голоса героев (пусть почти всегда необъяснимых логикой) поэзии Федерико Гарсии Лорки. Здесь словно оживает перо мастера и сливается с речами юных актеров — мысли испанского поэта о дружбе, театре, поэзии и подлинной красоте оживают в цвете красок, танца и костюмов. Мария Романова вместе с актером очень нежно реконструирует мышление поэта чередой визуальных зарисовок, сопровождающихся полной эмоциональной отдачей актеров. Радость действительно охватывает зрителя, погрузившегося в этот сюрреалистичный полусон. Ощущаешь себя уже не человеком в уютном кресле зала, но строчкой на бумаге, образом в голове у автора, который вдруг решил оживить своим творчеством всех на свете.

Что же такое поэзия? Это, как нам показывает в одной из сцен Кирилл Шишкин, — сочетание несочетаемого, то ли сладкое с соленым, то ли кислое с горьким. Но все же не на вкусовом уровне такие крайности ощущаются приятнее.
«Окаянные дни»
Режиссер Егор Чернышов
Прокопьевский драматический театр

Дневниковые записи Ивана Бунина, отражающие самый острый период краха империи и становления нового советского государства, довольно актуальны сегодня. То же смятение умов, хаос и крах государственности, насилие и потеря веры в будущее. Горькие мысли Ивана Бунина и отголоски разговоров с простыми людьми кружат вместе с актерами по всему пространству зала. Зрители же — не только молчаливые свидетели событий, но и участники, потому как диалог ведется на одном уровне, наблюдатели (или наблюдаемые) сидят и на сцене.

Из декораций на сцене только стулья, лавки, да четыре павших канделябра. Свет будущего холодный, а былого — теплый, отдающий легкой сепией. Возможно, боясь слишком сильного погружения в страшную и без того близкую реальность этой переломной эпохи, дневники перемежаются любовными рассказами Бунина вроде «Музы», «Тани» и «Холодной осени».

Нельзя сказать, что две этих линии совсем удачно монтируются друг с другом, хотя лирика отношений и дает разрядку, но ее оказывается слишком много, чтобы полностью ощутить всю безысходность «Окаянных дней».
«Варшавская мелодия»
Режиссер Александр Гошуков
Театр «Мастерская»

Завершается фестиваль на трогательной, лирической ноте спектаклем о любви, что не меняется сквозь время. «Варшавская мелодия» (мы уже писали о ней тут) очаровывает с первого взгляда. Постановка лишена чрезмерности декораций и цвета и концентрируется на взаимодействии дуэта Дарьи Завьяловой — Гелены и Глеба Савчука —Виктора. В своей простоте, кинематографичности и музыкальности «Мелодия»напоминает старое кино, в особенности фильм «Музыка в темноте» Ингмара Бергмана, где также царит треугольник — он, она и песнь о невозможной любви. Геля и Виктор делят пространство сцены пополам, а объединяет их повисший в воздухе, словно памятник Сибелиусу, орган, инструмент их чувства.

В целом, фестиваль Мастерской в этом году получился довольно лиричным, наполненным музыкой и поэзией. Каждая постановка ощущалась как личной исповедью, так и манифестом любви к искусству, близкому всем и каждому.
Текст: Ника Маккена
Фото: Театр «Мастерская», Прокопьевский драматический театр, Государственный русский театр драмы имени Ф.И. Искандера (Абхазия)