«Боярские палаты»

Перед смертью все равны

И тут наступит смерть — вечность — великая тайна (с)
Чтобы увидеть спектакль по повести «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева на сцене наших театров, нужно быть большим везунчиком. Обычно этого писателя не ставят: его тексты погружают в такую тоску, что фильмы Звягинцева покажутся американскими комедиями. Андреев препарирует глубину той Марианской впадины, где оказывается человек в самую трудную минуту жизни. Чтобы поставить спектакль по повести «Рассказ о семи повешенных», надо быть смелым режиссером. Полина Синильникова не только взялась за текст одного из самых неоднозначных писателей начала 20-ого века, но и передала искренность Андреева, за которую его читают во всем мире до сих пор.
Все мы, в конце концов, просто люди

В спектакле обозначены три главных сюжетных линии. Задача не проникнуться каждым из героев — это приквел к фильму «Миссия невыполнима». В центре сюжета — пять молодых революционеров, которые пытаются сменить власть через покушение на министра (Сергей Гузеев). Крепостной — продукт системы насилия, где сильный бьет слабого, и обаятельный разбойник, скрывающий страх за улыбкой. Всех их ждет один финал: казнь на виселице.

Перед лицом смерти нет смысла притворяться кем-то другим, поэтому перед нами настоящие истории людей, практически исповеди, каждая из которых отзывается разной болью. Что-то будет казаться знакомым, что-то — непонятным и даже чужим. Но одно, объединяющее это все, — чувство тотального одиночества.

Смерть — это всегда что-то личное. То, о чем не принято говорить и что можно обсудить с самим собой, взяв в свидетели глухую ночь. И, наверное, подобно жизни, она для каждого своя. И монологи приговоренных— тому доказательство. Для кого-то смерти нет, для кого-то она давняя подруга, для кого-то — недоразумение, которое не должно было с ним случиться.
Трагедия каждого из семи преступников индивидуальна, несмотря на одинаковый финал. Среди революционеров есть Муся (Дарья Коныжева), которая по-байроновски презирает смерть. Молодая Таня Ковальчук (Ирина Кругман) не плачет при друзьях, для большинства из которых она заменяет фигуру матери, но рыдает в одиночной камере. Расчетливый Вернер (Сергей Рогачков), по-разному храбрые Серёжа Головин (Максим Теняков) и Вася Каширин (Александр Недомолкин) — им сочувствуешь по определению, ведь они в попытках сделать мир лучше разрушили собственные судьбы. Режиссеру Полине Синильниковой удается выстроить симпатию даже к отъявленным преступникам: убийце Янсону (Денис Аврамов) и разбойнику Цыганку (Александр Мизев).

Талантливые актеры, тонкая драматургия режиссера — для рецепта отличной постановки не хватает только проработанной стенографии. Впрочем, и с этим спектакль «Рассказ о семи повешенных» справляется на отлично.
Ограниченность пространства — это не ограничение для фантазии

Отметим, что пространство Боярских палат создает безысходность лучше, чем любые специально построенные декорации. Кирпичные казематы для преступников, где проводят большую часть времени герои, давят на зрителя. Только нарисованное окно на экране сверху дает иллюзию свободы. Но, конечно, только иллюзию: решетки перечеркивают небо, вынося однозначный приговор каждому из преступников. Смерть на виселице.

Экран выполняет многофункциональную роль в спектакле. Через него показана жизнь вне тюрьмы, причем в разных визуальных форматах, от анимации до кинематографии. Опять же, это интересное решение творческой команды, которая использовала пространство Боярских палат по максимуму. А зритель такое всегда ценит, что уж тут говорить про театральных журналистов.

Окно, долгое время бывшее для приговоренных единственной замочной скважиной в мир живых и невиновных, в конце ширится и становится настоящий дверью. Дверью туда, откуда нет выхода. Декорации спектакля минималистичны и очень продуманы, а пространство Боярских палат работает на сюжет — зритель так же, как и персонажи оказывается заперт в холодном каменном и ограниченном пространстве.
Современному театру характерен такой прием, когда зритель становится соучастником события, но нечасто можно встретить настолько грамотное использование возможностей площадки. И это уже не говоря о том, что спектакль начинается задолго от непосредственно начала. Пока зрители ходят по выставке, посвященной жизни Леонида Андреева, постановка уже идет. Команда революционеров обсуждает план покушения, а эстонец Янсон сидит в углу, ошарашенный приговором.

Спектакль «Рассказ о семи повешенных» дарит зрителю, пожалуй, самое главное. Он учит ценить повседневную жизнь со всеми пролитыми кофе и опозданиями на работу. И нет ничего дороже для человека, чем посмотреть на небо и не увидеть решеток.
Текст: Алевтина Сорокина и Марго Сабилло
Фото: Анна Гюго