Театр «Мастерская»

Потому что у меня велосипеда не было

Сила воображения, щемящая искренность и щепотка ностальгии
Смотреть детские спектакли взрослым зачастую так приятно, что даже не возникает мысли о желании вернуться в детство, чтобы пережить этот опыт, будучи собой 10-летним. Несмотря на скорее утерянное умение так искренне заливаться смехом, как зрители помладше, взрослый взгляд дарит некоторые другие преимущества, обладать которыми скорее приятно. И речь, конечно, совсем не о том, как хорошо видно сцену, когда ты в полтора раза выше почти любого другого зрителя — хотя и эту привилегию не стоит недооценивать. Для меня-ребенка театр обычно становился развлечением и в некоторой степени аттракционом, для меня-взрослой же детские спектакли скорее несут в себе терапевтически-спокойный эффект. И если почти на каждом условно взрослом спектакле сейчас хочется задумываться о том, как незаметно, но умело он резонирует с реальностью, то детские постановки открывают пространство для эскапизма, в которое я с радостью захожу. Здесь не бывает плохих концовок, безнаказанных злодеев и осуждающих взглядов — и это все, что нужно.
Именно таким ярким и в каждой реплике абсолютно добрым и оказался «Севка» театра «Мастерская», поставленный по повести «Вилли» Нины Дашевской (и если вы до сих пор не знаете, что за писательница Нина Дашевская — вам точно необходимо это срочно узнать). В центре сюжета постановки оказывается непосредственно Севка — мечтательный, немного одинокий, но открытый к миру мальчик, у которого сначала появляется самая высокая подруга, автор самого вкусного печенья, а потом и волшебный говорящий велосипед. С взрослой точки зрения Севка кажется немного аутичным, но в рамках детского спектакля он скорее просто очень рассеянный, но при этом добрый, мягкий и верящий в волшебство ребенок. И эта доброта и наивность Севки оказываются способны свернуть горы, потому что ему достается и самый лучший велосипед, и самые понимающие друзья, и даже хулиганы перестанут его обижать только благодаря тому, что главный герой просто останется собой.
Несмотря на то, что динамичность «Севки» достаточно явно рассчитана именно на современного маленького зрителя — ведь с таким количеством драйвовой живой и записанной музыки, пестрых костюмов и внезапных танцевальных вставок будет очень сложно отвлечься от сцены — спектакль все равно становится ностальгией авторов по собственному детству. И пока одна часть зала смеется над внезапным камео Хагги Вагги (они что, еще в моде?), другая понимающе кивает на звуках заставки «Утиных историй» или отсылках к «Звездным войнам». Есть что-то ностальгическое и в том, как герои «Севки» проводят все свое время на улице, катаясь на велосипедах и изучая город, вместо того, чтобы созваниваться по видео или бежать на кружок по робототехнике сразу после школы. Не примите за старческий гундеж — я люблю современных детей и их умение справляться с технологиями местами лучше, чем я сама, но есть в прогулках по улицам города вместе с велосипедами что-то из почти прошлого века или просто из детства, которое не повторяется.
«Севка» в «Мастерской» не пытается открыть новые грани детских спектаклей, но именно благодаря этому и оказывается таким спокойно-радующим опытом. Он напоминает, что если смотреть на мир как на место, полное хороших людей и интересных приключений, то ты и получишь вкусное печенье, и послушаешь, как волшебно твой друг играет на скрипке, и даже поедешь на море. Главное — держать душу наравне с глазами широко открытыми и знать, что если с тобой говорит велосипед по имени Вилли, то ему стоит верить.
Текст: Мария Дорофеева
Фото: театр «Мастерская»