Театр НИТИ

Взрослые первоклашки

Маленькие люди проигрывают в этом государстве, мы не должны вырасти такими
Учат в школе, учат в школе, учат в школе… А чему, собственно, учат? Конечно же, не только таблице умножения, химическим формулам и иностранным языкам. В первую очередь, школа — эксперимент по созданию мини-государства, где есть свои законы, иерархия и щепотка той самой несправедливости, которая процветает в мире взрослых.

В 1967 году в одной американской школе учитель Рон Джонс взялся за манипулятивный эксперимент, который позже назовут «Третья волна». Целью «волны» было стремление показать наглядно, как плавно общество может принять идеологию репрессивного государства и не увидеть в этом ничего плохого. Как показала неделя эксперимента, создать тоталитарное общество гораздо проще, чем кажется.
На один день Театр «НИТИ» превратился в подобный эксперимент, став для меня и моих новых одноклассников школой ГБСОШ 666. Никогда бы не подумала, что снова можно ощутить себя робкой первоклашкой, но вот мы уже стоим у нашей вымышленной школы, сбившись в группки возле нашей новой классной руководительницы с табличкой 1 «Я». Знакомство с новыми школьными товарищами становится веселее, когда в толпу вбегает девочка Даша (Дарья Клименко) с белыми бантиками в волосах. Атмосфера 1 сентября в нашей новой школе довольно праздничная, все смеются, играют с Дашиной резиночкой и ждут, когда же начнется торжественная часть.

Тут в нашу толпу въезжает белая иномарка, за рулем которой, очевидно, наш директор. Выглядит Уксусов Петр Петрович в своем джокерском гриме смешно-угрожающе, да и говорит так же. То он — уверенный в себе психопат, рассказывающий, как его дразнили в детстве и как теперь он за это мстит всему миру, то он — клоун с писклявым голосом, дрожащий от присутствия завуча-куклы в образе старухи-смерти. Однако эта игра остается веселой и непринужденной, отчего бдительность засыпает и ты на самом деле поддаешься манипуляциям. В расписании у класса всего четыре урока — окружающий мир, труд, литература и музыка. Перед этим мы учимся коллективной дисциплине — знакомимся, аплодируем, встаем в пары, и все по команде.
Урок первый: выживает сильнейший.

Дружно поднявшись на пятый этаж, мы рассаживаемся в кабинете. После презентации в стиле «мой 2007» о голубоногих олушах наш преподаватель-директор предлагает собрать пищевые цепочки. Как завещал нам дедушка Дарвин, зрителей, ставших травоядными или растениями, пожирают более хищные одноклассники. Ведь сильному государству нужны только сильные винтики. Кажется, этот урок мы усвоили и приспособились.

Урок второй: табурет делает из человека обезьяну.

Спускаемся на этаж ниже — там учеников 1 «Я» уже ждет заикающийся трудовик, прибитый увольнением с завода и алкоголизмом. Он устал от жизни и, по-видимому, работает в школе совсем не от хорошей жизни. Но на бутылку заработать-то надо. На самом деле, его увлекательная история табурета от Римской империи до наших дней звучит довольно забавно. Верим ли мы в этом случае Дарвину в его заявлении, что «труд сделал из обезьяны человека»? Я не уверена. Труд в таких условиях не освобождает точно, а только делает нашего милого трудовика зависимым от условий общества, где всем плевать. Табурет развалился, Даша поиграла в слесаря, ну а мы спускаемся на урок литературы.
Урок третий: очень значительный человек.

Очень русский писатель Гоголь и его очень неизвестная повесть «Шинель» превращаются на этом уроке в выпуск сериала «Суд идет». Мы — присяжные, директор — прокурор, а вездесущая смерть-завуч нашептывает судье распоряжения сверху. В этом кукольном суде Акакий Акакиевич обвиняется в отвлечении очень значительного лица от его служебных обязанностей. Голосование за вердикт проходит, но результат суда очевиден. Маленькие люди проигрывают в этом государстве, мы не должны вырасти такими.

Урок четвертый: прекрасное далеко.

Самый страшный урок с самой строгой учительницей на свете, которая заставила даже взрослых людей трепетать от страха, оказывается, не алгебра и не русский язык, а внезапно музыка. А все потому, что мы ждем Уксусова Петра Петровича, который придет показательно записывать наш показательный хор «Прекрасного далека» для местного депутата.

Даже неунывающая Даша убегает в слезах от нашей диктаторши, ну а нам остается только петь под фанеру. Показушничество закончилось, а на детей и учителей всем плевать, впрочем, как и всегда.
Создатели спектакля, художественная руководительница театра Вероника Мамонова и Светлана Амирханова, сотворили микрокосм школы существования в нашем обществе. Возвращаясь в класс после многих лет, уже во взрослом возрасте, понимаешь, как на самом деле выработалось твое мировоззрение. Пугает только, что, даже будучи взрослым, ты поддаешься на те же самые манипуляции, что и в детстве. Хорошо хоть, что наш депутат подарил нам уточек.
Текст: Ника Маккена
Фото: Светлана Амирханова