театр имени А.С. Пушкина

Как москвичи портили квартирный вопрос

А он даже не сопротивлялся
Перечислите критерии успешного спектакля. Я знаю одного критика, который с ювелирной точностью определит качество постановки по шампанскому в буфете за полчаса до начала. Что сказать, настоящий профессионал. У меня, к сожалению, нет четкого свода правил по идентификации удачного спектакля. Но я уверена в одном: если в разгаре недели весь зал собрался на постановку Евгения Писарева «Зойкина квартира» в театре им. Пушкина — это что-то точно значит. Осталось лишь выяснить что.
Кажется, сложно придумать более выигрышный ход, чем поставить на сцену спектакль по этой пьесе Булгакова. Послереволюционный мир для экс-аристократии стал приговором, который приведет в исполнение человек в кожаном пальто. Положение Зои Пельц, хозяйки большой квартиры, незавидное: либо выселят насовсем, либо раздадут все, кроме каморки в углу. Ее возлюбленный Павел Обольянинов отказывается мирится с новой реальностью, где его положение ничего не значит. Он убегает в сны о прошлом, часто приправляемые щедрыми поставками опиума в организм. В отличие от него, Зоя — женщина волевая, и у нее есть план: накопить и уехать в Париж, где можно начать новую жизнь. Но как аристократке законно заработать большие деньги после революции? Вот и Зоя тоже знает, что никак. Поэтому под вывеской ателье открывается бордель. Спектакль «Зойкина квартира» несложно сделать просто хорошим, куда сложнее добиться того, что получилось у Евгения Писарева.
Обаятельная Зоя Пельц в исполнении Александры Урсуляк всегда знает, что делать. Она даст взятку ушлому председателю домкома товарищу Аллилуе, достанет опиум у китайца для флегматичного Павла (Александр Дмитриев), когда у него начинается ломка. Зоя знает, с кем дружить и как выбраться из голой бедности. Но для того, чтобы реализовать план с ателье ей нужен администратор, который удачно подворачивается в лице кузена Аметистова (Александр Кубанин).

Ощущение пустой квартиры, которая сохранила остатки-останки былой роскоши, отлично подчеркивается сценографией, которое делит пространство на три части: прихожая, квартира и ванная. Идеальная картина эпохи НЭПа, где качественное фортепьяно контрастирует с типично советским тамбуром, пока Зоя в дорогом платье поливает Аметистова из кастрюли в керамической ванне. Диссонанс одновременно смешной и грустный. Впрочем, наметанный глаз зрителя в этом хаосе увидит четко выверенную сценографию, где нет ни одной лишней детали. За это можно (и нужно) сказать большое спасибо художнику Зиновию Марголину.
Конечно, основной мотив в спектакле «Зойкина квартира» это рефлексия прошлого, которое всегда лучше настоящего. Тоска по былой жизни прослеживается не только в характере Обольянинова или стойком желании Зойки уехать в Париж. Там, уверена она, все будет как раньше и может быть лучше. Даже у квартиры госпожи Пельц есть свое лицо: нежная и мечтательная дама преклонного возраста (Нина Марушина) ходит по сцене в небытие, мурлыча под нос романсы.

«Зойкина квартира», безусловно, образцовый пример трагикомедии. С одной стороны, положение у героев хуже некуда, с другой доведенная до идеала пластика тела актеров и общий комизм ситуации заставляют зрителя сдавленно хихикать и ерзать в кресле. Власть имущие изображены карикатурно, хотя их легко можно было показать злом во плоти. Но коммерческий директор Гусь, сыгранный невероятным Александром Матросовым, скорее похож на Брежнева с координацией лего-человечка, чем на образцового начальника эпохи НЭПа.
Здесь находит отражение и опыт Евгения Писарева в постановке мюзиклов. В конце концов, если Александра Урсуляк отлично поет, почему бы и Зое не сделать тоже самое. Композитор Павел Акимкин проделал отличную работу в написании музыки к спектаклю. Оркестр на сцене не перетягивает на себя все внимание, но дает Зойкиной квартире свой мотив, где ночь всегда игрива и весела. Атмосфера Москвы 20-ых годов — гуляющей до утра и бедной до заплаток — передана со вкусом.

Евгений Писарев в этом спектакле создает обаятельную смесь: сочувствуешь Зойке и ее квартирантами безумно, но смеешься не только вместе с героями, но и над ними. Такой тонкий баланс может себе позволить только Писарев. Потому что переборщи с песнями, шутками — и уже шаг вправо, шаг влево — расстрел и пошлость. Но на спектакле «Зойкина квартира» зритель одинаково искренне смеется и плачет. Что это, если не отличная трагикомедия.
Текст: Алевтина Сорокина
Фото: Геворг Арутюнян