РОЖДЕНИЕ СТАЛИНА

Годы сталинизма — один из тяжелейших периодов российской истории. Показать молодость Иосифа Джугашвили (то, что он сам так решительно отрицал) и проследить путь становления тирана — такова задача «Рождения Сталина».

Годы сталинизма — один из тяжелейших периодов российской истории. Многое уже было сказано про фигуру Сталина, однако его юношеские годы часто остаются скрыты под таинственной пеленой. Показать молодость Иосифа Джугашвили (то, что он сам так решительно отрицал) и проследить путь становления тирана — такова задача «Рождения Сталина».

Спектакль, одним словом, устрашает. Жестокость, бесчеловечность, слепая вера, желание любой ценой достичь «великой» цели — революции, — свидетелем всего этого становится зритель. Каждая секунда спектакля это надрыв, резко перечеркивающий прошлое и порождающий для каждого героя пути в непредсказуемое будущее.

Быть зрителем «Рождения Сталина» особенно трудно, потому как смотришь из зала на уже свершившуюся историю, не имея возможности что-либо изменить или кого-нибудь остановить.

У спектакля прекрасный состав: запальчивый, целеустремленный молодой Сосо (Владимир Кошевой); его товарищи — Камо (Иван Ефремов), Давид (Николай Белин), Сандро (Дмитрий Бутеев), Ираклий (Тимур Акшенцев) и особенно приковывающая внимание своей самоотдачей Ольга (Анна Блинова), — которыми так искусно, словно пешками на шахматной доске, манипулирует Джугашвили. В финале спектакля вниманию зрителя представляется его превосходная степень — непоколебимый и жестокий Иосиф Сталин (Петр Семак).

Кульминацией постановки становится диалог Сосо и Сталина, который никогда не состоялся бы в реальности. Эта своеобразная очная ставка есть психологическая трансформация, возможность заглянуть глаза в глаза и, в прямом смысле, увидеть собственное отражение.

На два часа сцена и зал Александринского театра превращаются в дореволюционную Грузию. Здесь можно не только услышать реплики, песни и стихи (между прочим, под авторством Сталина) на грузинском, но и почувствовать запах ладана, церковного воска и даже всем известного «Беломорканала».

Декорации находятся в почти постоянной динамике, они помогают показать внутреннюю трансформацию Сосо путем хаотичных передвижений. На сцене все «ходуном ходит», а он стоит, погруженный в собственные мысли.

В «Рождении Сталина» каждый делает выводы сам. Каждый самостоятельно решает испытывать страх или восторг, видя приближение Сталина к краю сцены под звучащую запись аплодисментов и скандирования, в то время как Сосо остается позади опускающегося железного занавеса. Одни поддаются аплодисментам и поддерживают их, другие — чувствуют леденящий ужас, и в этом гениальность постановки, — в расколе зрительного зала.

Ph: Александринский театр 
Текст: Валерия Арсеньева

Мы в социальных сетях:

1516920571instagram-png-instagram-icon-1
twitter1600_edited.png

Почта для сотрудничества:

БЕС КУЛЬТУРЫ (С) 2020