Современник

СТЕНДАП КЛУБ СОВРЕМЕННИК

Знакомства со Снежными королевами на курортах, приемы НЛП для «лишних людей» и съемки в сериалах про бандитский Петербург
Театр – явление живое, переменчивое, а вместе с тем бессмертное. Более того, именно чтобы оставаться бессмертным, он и переменяется. Вальсирует на тонкой грани между нуждами, потребностями современности и сохранением традиций, без которых театр не может быть театром. «Сторителлинг» в театре Современник стал примером удачного симбиоза нового поколения и многовекового опыта.

Этот театральный жанр, под стать настроению эпохи, назван англицизмом. Попытки локализовать его имя, кратко вместить суть жанра в простой и знакомый термин не увенчаются успехом. Сергей Шадрин, модератор (или ведущий, как вам будет угодно) вечера провел аналогию между выступлениями актеров и школьными сочинениями по литературе, но с той лишь разницей, что никого на сцене не заставляли этим заниматься, участие в проекте было их искренней инициативой. Если говорить еще условнее, «Сторителлинг» – это стендап. Юмористические, наполовину литературные, наполовину взятые из личной жизни номера, основной моралью которых стало желание найти нынешнюю жизнь, жизнь двадцать первого века в сюжетах «старины глубокой». Поэтому Алексей Розин и Илья Барабанов заявлены скорее как режиссеры-кураторы; спектакль в основном зависит от самих актеров, от сегодняшних зрителей и от того, насколько вторым полюбились первые.
Три произведения не объединены ни темой, ни художественным направлением, ни подачей. Зрителю показывают три сольных программы, хотя от этого вечер вовсе не становится разрозненным. Наоборот! Три обособленные, колоритные истории помогают провести время насыщенно, задуматься и посмеяться над разными ситуациями, рано или поздно настигающими всех нас. Это и любовь, и семья, и собственные ценности и приоритеты, и финансы, и мировоззрение и все-все-все.

Первой выступила Марина Лебедева. Своим произведением она выбрала «Снежную королеву» Евгения Шварца. А причиной этому послужила любовь. Любовь как явление, которое слишком легко можно упустить, не заметить. Этого никто не хочет, правда? Марина Павловна, с детства привыкшая к систематизации любых видов деятельности, в том числе организаций воображаемых свадеб до прихода родителей с работы, решила найти эту систему и в любви. Так, сначала сказка Шварца отразила в юных героях своих родителей, позже увидела там общественные процессы, а в конце и вовсе пришла к схожести этого сюжета с сюжетом фильма «Любовь и голуби».
Следом вышла Ольга Родина. Ее хрестоматийным другом стал сам Евгений Онегин. Актуальность героя ежедневно доказывается щедрой порцией интернет-обсуждений, шуток и мемов, связанных с ним и его товарищами, «лишними людьми» русской литературы. Ольга Родина углубилась в этот парадокс и рассказала о нем так, чтобы и повеселить молодежь, и объяснить недоступное и пугающее из современных субкультур взрослым. Семейная династия врачей, грезы о профессии нейрохирурга и интерес к приемам НЛП помогли актрисе раскрыть свое видение романа в стихах. Для ее сочинения первоосновой послужила мораль «Что имеем – не ценим, а потерявши плачем». Даже если такая завязка в анализе пути Евгения Онегина поначалу не кажется сенсационной, харизма артистки и ее остроумный подход точно выделяются и запоминаются!
Завершал спектакль-читку Игорь Царегородцев. Его рассказу о деньгах и совести сопутствовал Гоголь и его «Портрет». Незавидная судьба питерского художника оказалась крайне созвучна жизни выпускника театрального института. Так ли был виноват главный герой повести, выбравший материальное? Имеет ли значение финансовая обеспеченность и популярность, когда ты занимаешься тем, из-за чего потом не отмыть собственную честь и достоинство? За выступление Игоря Царегородцева зритель успевает и послушать детские истории про Йошкар-Олу, малую родину актера, и помедитировать, аффирмациями привлекая богатство, и погрузиться в мир создания сериалов для телеканала «Домашний».

Напоследок скажу лишь то, что Современник существует в гармонии со своим названием, создавая проекты для наших современников. Рассказывать больше незачем, ведь, как и любой стендап, спектакль нужно смотреть, а не слушать его вольный пересказ.
Текст: Аврора Акопян
Фото: Елена Юнина