КИНО

Мультивселенная безумия в московской школе № 20

Мы не верим в светлое будущее. Мы его создаем
Повесть Кира Булычёва получила новое кинопрочтение: в современной Москве будущее уже наступило, и пришла пора заглянуть еще на сотню лет вперед. А там выпускница старшей школы Алиса Селезнёва (Даша Верещагина) живет с папой, профессором Селезнёвым (Константин Хабенский), и отчаянно хочет раскрыть тайну пропажи своей матери Киры (Виктория Исакова). Алиса уверена, что ее мама находится где-то сто лет назад, скрываясь от космических пиратов, и преподает физику в одной из московских школ. Но их так много в городе, как же ей найти нужную?

А в нашем 2024 некий Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) отбывает наказание в кабинете у физички и в поисках ацетона находит космион, который отправляет его в Москву 2124 года. Если школьные правила для этого парня не страшны, то как могут устоять законы времени и пространства? А значит, этим героям суждено было встретиться.
Казалось, что это будет очередное высокобюджетное зрительское кино, где сюжет и качество часто проигрывают известным создателям и актерам. На постерах все выглядело, как аппликация из всего знакомого: вот вам и классика советской фантастики, вот вам и Гарри Поттер с Текной, вот вам и Фейд-Раута со стражем галактики. Пугающий замес, но результат получился на удивление хорошим.

Фильм радует глаз яркими панорамами, в нужных моментах драйв задает динамичная склейка, а вставки с повествованием от первого лица дают справку о предыстории сюжета и особенностях вселенной. Четвертая стена здесь рушится с таким же треском, как стены зданий во время эпичных сражений — все в лучших традициях супергероики.
Бедное-бедное Чертаново. В этом районе то Сатана решает устроить Апокалипсис (сериал «Конец света», Александр Незлобин), то на него нападают инопланетные пираты. И если в первом случае авторы заигрывают с названием, то во втором дают небольшую отсылку к первоисточнику. В 1985 году в чертановском кинотеатре «Ашхабад» советские школьники просили Арсенова снять фильм о приключениях Алисы. Так у нас появилась знаменитая кинолента «Гостья из будущего», где главные роли исполнили Наташа Гусева и Алексей Фомкин.

Коля Герасимов в исполнении Марка Эйдельштейна похож на представителя нынешнего поколения — гиперактивный подросток с синдромом дефицита внимания. Он говорит, пока делает, вначале делает, а потом думает (или не думает вовсе), но по ходу обязательно сориентируется. Этот хаотичный и неловкий парень создан для какого-нибудь приключения.

Еще в нашу команду по спасению мира входят компьютерный гений Фима (Кирилл Митрофанов); четкий пацан Витька, который будет стоять за улицу сегодня и еще через сотню лет (Матвей Астраханцев); стервозная королева школы Алтухина (Софа Цибирева), и, конечно же, розововолосая гостья из будущего — Алиса Селезнева.
Алиса Даши Верещагиной — сильная и целеустремленная девочка. Со своим ярким образом и в то же время миловидной внешностью она смело сражается с противниками, словно ожившая героиня компьютерной игры. Но за физической и ментальной броней прячется маленькая девочка, которая просто хочет найти маму.

Их с Герасимовым романтическая линия не является центром сюжета, но, в отличие от советской картины, создатели могли зайти чуть дальше многозначительных переглядок. Да и Коля с Алисой в экранизации Андрющенко уже чуть постарше. Конечно, эти двое из разного времени, между ними пропасть в сотню лет, но, быть может, один поцелуй способен объединить вселенные.
А что можно сказать о суперзлодеях? Как-то так сложилось, что Саша Петров автоматически понижает ожидания от фильма. Но мы должны признать, что у него чертовски хорошо получаются плохие парни. Например, его герой из «Притяжения», где тоже приходится контактировать с внеземными цивилизациями, или обаятельный хулиган Вадик из сериала «Закон каменных джунглей». Его Весельчак У, скорее, серый персонаж, но не менее эффектный. А их химия с Викторией Исаковой достойна отдельной странички на фикбуке. Глот Юры Борисова — образ абсолютного зла. Сами герои сравнивают его то ли с Танатосом, то ли с Волан-де-Мортом. Он бездействует, но заставляет действовать других в своих интересах, управляя ими, словно марионетками. Да, манипулирует он круче любого абьюзера.

Я уверена, что обилие зрелищных сцен, знакомая всем мораль, раскрашенная новыми красками, а также искренняя история любви и дружбы удержит у экранов юных зрителей несмотря на возможные проблемы с концентрацией внимания.
Дети, выросшие на сериале Павла Арсенова 1984-го, сходятся во мнении, что далеко оказалось не таким уж и прекрасным. И что даст нам новая экранизация? Еще один виток бессмысленных надежд? Нет, пришло время осмысленных действий.

Хороша финальная сцена битвы с суперзлодеем: она раскрывает общий замысел картины и наглядно показывает то, как наши поступки в настоящем моментально влияют на будущее. А еще, как оказалось, если хочешь завоевать мир — учи физику.
Текст: Оля Александровна
Фото: Кинопоиск