театр сатиры
слишком женатый таксист
Квинтэссенция комедии положений, как жанра
О чем думает большинство, услышав слово «театр»? Это великое искусство, интеллигентный досуг, Гамлет и Отелло, пьесы Чехова, Аполлон и его квадрига на портике Большого театра... Театр Сатиры в большинстве своем не уходит далеко от этой системы, но спектакль «Слишком женатый таксист» подбирается к этому перечню с перманентным маркером в руках и зачеркивает все ассоциации, клише и стереотипы о театре. На спектакль «Слишком женатый таксист» можно пойти, когда не хочешь думать о вечном, не хочешь искать новые подтексты, не хочешь учить никакие морали, а просто хочешь хорошо провести время. Ни один элемент постановки не отвлекает, не несет вторых смыслов и не вызывает вопросов, – разве что у двух женских героинь слишком часто и беспричинно меняются костюмы, но и это нельзя назвать минусом. На спектакле Александра Ширвиндта ты смеешься и искренне наслаждаешься моментом, забывая обо всех насущных бедах! Возможно, именно поэтому зрители уже девятый год подряд ходят на него и неизменно любят.
В отличие от зрителей главный герой этой очень английской истории Джон Смит любит не без измен. Его незавидную долю, как и принято во всех комедиях положений, возбуждает случай. Казалось бы, совершенно непримечательный, по сути своей забавный случай, который, однако, можно назвать судьбой или роком, ведь наш таксист полностью заслужил свою расправу. С виду простой молодой мужчина, довольно симпатичный, скромный, но харизматичный, не эпатажный, но притягательный – идеальная роль Андрея Миронова! Мысль о сходстве типажей закрадывается случайно, мимоходом и не становится навязчивой, ибо Семен Лопатин прекрасен в своей роли и пленяет зрителей, вынуждая сопереживать даже такому двуличному герою. В комедийных произведениях крайне трудно называть любимцев публики, ведь заставляют смеяться все до единого! Есть и обворожительные Мэри и Барбара, и двое неуемных инспекторов, новый сосед Бобби с его извечным обращением «Котик!» и временно безработный старый сосед Стэнли, который вместе с Джоном проходит через огонь, воду и медные трубы.
Декорации довольно небрежны. Здесь царит множество ярких красок, пускай главные зоны по-прежнему выделены белым и черным. Сцена не выдержана в ныне популярном направлении минимализма, действующие лица существуют в интерьере, наполненном забавными, разномастными предметами, далеко не каждые из которых используются. Два разных, но очень близких и по сущности, и по местоположению места показаны разделенной пополам сценой, в центре которой расположилась двустворчатая черно-белая дверь. Там по одну сторону располагается квартира, где пьют исключительно крепкий кофе, а по другую – располагающий к бессмысленным разговорам чай.

Заслуженно получившая всеобщее одобрение пьеса Рэя Куни вместе с неиссякаемым обаянием Ширвиндтского сарказма создали идеальную комедию положений. Простую, лишенную пафоса, едва граничащую с нормами приличия историю, которая дает ни больше, ни меньше заявленного.
Текст: Аврора Акопян
Фото: театр Сатиры