театр Иллюзии

Театры и поклонники

Должна ли актриса становиться героиней?
Многим из нас хотелось бы хоть раз заглянуть за кулисы театра. Недоступный и далекий мир привлекает, кажется отличным от реальности зрителя, почти магическим. И каково же бывает разочарование, когда оказывается, что актеры и режиссеры живут на удивление по-человечески: им, как и всем, тоже приходится выбирать между разумом и чувством, и иногда им тоже нужны деньги. Спектакль «Таланты и поклонники» — об этом.
Главная героиня комедии — актриса Александра Негина (Татьяна Волкова). Она успешна у публики и ожидает своего бенефиса на ярмарке. Вместе с этим Негина бедна, ей не дают играть, а ее бенефис и вовсе сдвигают на конец ярмарочной недели, что сулит низкие сборы. Но Негина — героиня независимая и смелая: она не боится требовать у директора театра спектаклей (так настойчиво, что дело едва не доходит до драки), с гордостью относится к своим стесненным обстоятельствам и смело отказывает многочисленным обеспеченным поклонникам, которые видят в ней будущую содержанку. К тому же, у Негиной есть жених — ее учитель Петр Егорыч Мелузов (Александр Поваляев). Он убеждает ее в том, что лучшая жизнь — пускай и бедная, но с любимым. Увлеченная учителем Негина к такой жизни и готовится.
На протяжении всего спектакля перед Негиной стоит выбор: стать содержанкой обеспеченного человека и получить славу и богатство или остаться с любимым и получить рай в шалаше. И если поначалу героиня резко отвергает первый вариант, то невыносимые условия, в которых она оказывается, и привлекательность мира, где не нужно считать каждую монету, ломают оборону Негиной. Она выбирает искусство и безбедную жизнь, согласившись стать содержанкой богатого помещика, но вымученный выбор Негиной оборачивается ложью, в которой героине отныне придется жить: она уезжает не вместе со своим благодетелем, а в вагоне третьего класса, прижавшись к уголку.

Сюжет комедии построен как воспоминания героев, а потому и нелинеен. Центральной частью, вокруг которой сконструированы все эпизоды, является отъезд Негиной, которого она с нетерпением ждет на вокзале. К концу пьесы выстраивается полная история Негиной и становится понятно, что ее поспешный отъезд — не импульсивное решение, а исход, который был предрешен с самого начала.
«Таланты и поклонники» — это спектакль в спектакле, поэтому развитие сюжета прерывается отрывками из пьес, которые играют артисты в театре, или сценами в антрактах, во время которых артисты обсуждают последние новости из жизни Негиной, обедают и много пьют. Спектакль выполнен в стиле площадного театра, поэтому его смысловые части разделяются появлением шумных музыкантов в ярмарочной одежде с тубой и баяном. Казалось бы, эти сцены совершенно не вписываются в личную драму Негиной, но они же и возвращают зрителя обратно в границы комического и напоминают, что высокие чувства в этом мире борются за существование, пока на сцене творится буффонада. Вместе с этим невольно задаешься вопросом: а нет ли фарса в том, что происходит вокруг Негиной?
Текст: Юлия Гурьянова
Фото: Уля Авдеева