Среда 21

Хоть весточку мне дай

Вечное никогда не устаревает, а только получает новые интерпретации
Нобелевская премия по литературе — одно из важнейших событий в культурном мире. Писатель, получивший такую почетную награду, сразу попадает под прожектор всей достопочтенной публики, его произведения начинают обсуждать еще шире, творцы из самых всевозможных сфер начинают выстраивать собственные произведения на основе книг новоиспеченного лауреата, а уже имеющиеся постановки получают новую волну зрительской любви. Так случилось и с норвежским драматургом Юном Фоссе. Его называют «новым Ибсеном» мировой драматургии, и с этим сложно поспорить. В 2018 году в Москве проходил целый фестиваль, посвященный ему. Теперь же в столице можно увидеть спектакль по пьесе «Телемах» в театральном пространстве «Среда 21».

По текстам Фоссе можно будто бы догадаться об их происхождении. Как фьорды манящей Скандинавии, они немногословны, с прерывающейся, острой пунктуацией, с постоянным напряжением и лаконичностью мысли. «Телемах» — это интерпретация одной из самых древних историй о тоске по родным, ожидании чуда их возвращения и супружеской верности — гомеровской «Одиссеи». Только время действия уже не Античный мир, а наша сегодняшняя современность. Вместо оравы женихов — всего один, их вязкая квинтэссенция. Пенелопа (жена пропавшего Одиссея), их сын Телемах, его друг Певец и незримая тоска — вот и все герои пьесы.
«Телемах» очень короткий, в нем много молчания и напряженных пауз. Играй его без дополнений — спектакль шел бы максимум полчаса. Поэтому режиссер Мурат Абулкатинов добавляет к тексту Фоссе еще несколько «Одиссей» мировой культуры: отрывки из «Улисса» Джойса, стихотворений Бродского и, собственно, саму «Одиссею» Гомера. Включение других произведений не убирает гений драматурга, а наоборот, будто бы подсвечивает его. Вместе эти тексты создают напряженную картину тоски и бессилия.

Телемах (Константин Новичков) с отрешенным лицом переключает радио, чтобы когда-нибудь услышать заветное «Война в Трое закончена», рядом с ним появляется его друг Певец (Ярослав Медведев), постоянно исполняющий одну и ту же «красивую песню» про желание снова увидеть близкого человека рядом. На сцене стоит большой длинный стол, за ним сидит Жених (Роман Матюнин), а на столе, как постоянное напоминание, лежит Одиссей (Даниил Пугаёв). Все и так о нем, и он лично присутствует как будто для пущей наглядности. Пенелопа (Татьяна Волкова) появляется в самом конце и пытается быть приветливой, но у нее нет на это сил: она не знает, как прервать эти 20 лет ожидания. Луч веры в чудо появляется на ее лице только после того, как она слышит ту самую бесконечную песню Певца. В финале семья будто бы воссоединяется. Или это только видение?
Художественные решения спектакля полностью совпадают с тем, что в нем происходит. Здесь и дань Античности, и скандинавский минимализм. Из декораций на сцене стол, скамья и бутылки пива. Главными помощниками актеров являются музыкальное сопровождение и свет. Певец не только герой происходящего, но еще и рассказчик. Он говорит нараспев, как это делали античные поэты, читая свои произведения. К Древней Греции отсылает и одежда Телемаха и Одиссея, тогда как остальные герои связывают постановку с современностью и одеты в наряды сегодняшнего дня.

Итак, «Телемах» — это отличный спектакль для тех, кто хочет понять, кто же такой Юн Фоссе, и за что ему дали Нобелевскую премию. Одновременно, это произведение представляет собой эстетский опыт, над которым хочется думать.
Текст: Ксения Сластен
Фото: «Среда 21»