театр Ленсовета

Чувства и воспоминания Тристрама Шенди

О счастье и несчастье настоящего джентльмена
«Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» – постановка театра Ленсовета по мотивам одноименного 9-томного романа Лоренса Стерна, где упомянутый Тристрам Шенди рассказывает о своей жизни от момента зачатия и… до пяти лет. Да, он очень много отвлекается и часто уходит в сторону. Да, в романе практически отсутствует сюжет, и повествование состоит из обрывков историй, размышлений о важном и есть даже немного бессмыслицы. И да, Борис Павлович, режиссер спектакля, сохраняет эту немного безумную лоскуточность нарратива и, не забыв сломать четвертую стену, выбирает из романа отдельные фрагменты, чтобы зрители два с половиной часа смеялись, удивлялись, впадали в ступор и думали о любви и смерти.
Попытаться ответить, о чем спектакль про Тристрама Шенди (Александр Новиков), практически невозможно. Заявленное самим главным героем «о моей жизни» – обманка, которая ничуть не объясняет действительное содержание постановки. Это набор даже не этюдов, но вырванных из контекста реплик и мизансцен: вот во время зачатия Тристрама его мать (Наталья Шамина) спрашивает у его отца (Федор Федотов), завел ли тот будильник; а вот дядя Тристрама несколькими годами позже оказывается ранен в пах осколком; а вот мистер Шенди рассуждает о невозможности когда-либо увидеть белого медведя; а его жена варит суп, опрокидывая в кастрюлю продукты прямо вместе с банками, и перечисляет улицы и районы Парижа (вы знаете сколько в Париже улиц ? а миссис Шенди знает). Это рассказ о жизни Тристрама, но самого Тристрама в нем на самом деле нет. Он стоит с краю сцены, наблюдает за происходящим, иногда комментирует ужимки своих родственников или просто задумчиво вздыхает, но никогда ни в чем не участвует. И даже когда в какой-то момент спектакля Тристрам требует себя перепеленать, на него никто не обращает внимания.
Выходит, что жизнь Тристрама Шенди состоит из его воспоминаний о других. Его несчастья – ошибки его родителей. Дурацкий будильник во время зачатия, поврежденный нос во время рождения, ошибочное имя при крещении, и вот жизнь Тристрама становится трагичной. Его счастье – радость других. Женитьбу своего дяди Тоби (Роман Кочержевский) на вдове Уодмен (Ольга Муравицкая) Тристрам называет самым счастливым днем в своей жизни. Из рассказа главного героя мы не узнаем практически ничего о нем самом, зато очень много понимаем про его семью. Возможно, тот факт, что Тристрам очень много говорит, но практически не говорит о себе, и может стать его лучшей характеристикой.
«Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» – спектакль-анахронизм, сплошное 2,5-часовое противоречие, объединившее в себе парики XVIII века и джинсы, пока на фоне играют на синтезаторе в дуэте с электрогитарой. Это поток несоответствий во всем от декораций до реплик: если сначала на экране в глубине сцены плывут облака, то очень скоро между ними начинает мелькать анатомическое изображение мозга; если мистеру Шенди нужно грустить из-за смерти своего старшего сына, то он радуется его уходу на пике жизни. Эти люди кричат по неуместным поводам, заключают абсурдные брачные контракты, молчат в долгие паузы и, конечно, поют. Их жизнь полна странностей, но они сами будто этого не замечают – и даже если сообщить им об этом, вряд ли что-то изменится. Да и вообще, наверное, если жизнь любого человека порезать на мелкие кусочки и перемешать их между собой, она начнет выглядеть странно.
Герои спектакля разрешают себе быть собой. Не стесняются странных мыслей, не боятся обнажить душу, не скупятся на эмоции. В том, как они открыты перед зрителем, есть даже некоторая интимность, как будто нас приглашают понаблюдать за тем, что изначально для наших глаз не предназначалось. Шенди и счастливы, и несчастны очень по-своему, и если нам не дано их понять, можно просто подсмотреть за их жизнью. Вместе с Тристрамом, который тоже предпочитает оставаться в стороне, делиться мнениями и рассказывать о жизни с некоторого расстояния.
Текст: Мария Дорофеева
Фото: театр Ленсовета