театр

один к двадцати одному

Коротко о XIX международном фестивале студенческих спектаклей «Твой шанс»
С 10 по 27 апреля в Театральном центре «На Страстном» прошел XIX международный фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс», собравший в одном месте 21 дипломный спектакль разных театральных школ, институтов и курсов из многих городов России. Признаться честно, из россыпи звезд, что сверкали на сцене, выбрать кого-то одного было сложно (даже страшно представить, через что пришлось пройти жюри конкурса).

В свою очередь мы, дружная команда БЕСА КУЛЬТУРЫ, ходили туда, если не как на работу, то точно как на праздник. Потому что к студенческим спектаклям всегда особое отношение — ты приходишь на них в состоянии подтаявшего мороженого, принимая условия игры, потому что это все процесс учебы, поиск и опыт. И оттого ждешь всего и ничего одновременно. Видимо, именно этой уязвимостью пользуются юные наглецы, метко и талантливо стреляя в самую душу.

А после спектакля все, потеряно улыбаясь, выходят из зала и инсулиновой комы, полученной во время поклонов, и спускаются в фойе, где их встречают те же самые артисты — усталые, смущенные непривычной обстановкой, но все равно счастливые. И возникает одновременно занимательная, но вместе с тем неловкая ситуация: ребята, зачастую не привыкшие к тому, чтобы озвучивать свои мысли на широкую аудиторию, во все глаза смотрящую на них, чинно сидят рядком на стульях, смущаются, но все же отвечают.

Нашей команде удалось посмотреть не все спектакли, но про некоторые из них мы с удовольствием расскажем в этой статье.
В ЧУЖОМ МИРУ ПОХМЕЛЬЕ

Театральная школа Константина Райкина, мастерская Александра Коручекова, 4 курс.

Спектакль «В чужом миру похмелье» затягивает, цепляет и уносит в свой, очень филигранно и с любовью выстроенный выдуманный мир с первых же минут. И не отпускает до того момента, пока не погаснет свет, а актеры широко не улыбнутся, выходя из роли в наш мир.

Гротескный, слегка карикатурный, он словно картина, написанная широкими мазками. Здесь каждый персонаж влюбляет в себя за считанные секунды, будь то странененький любитель театра (узнали, согласны) Капитон, или роскошная потомственная гадалка в первом поколении Ненила Сидоровна и ее Шуба (ну, это отдельная личность, честное слово), или крайне образованный, а от того несчастный бумажкомаратель Захар Захарыч.

Режиссёр спектакля, Фёдор Парасюк, создает уютный маленький мир, похожий одновременно и на добрую советскую комедию, и на ситком одновременно. И текст пьесы Островского, остроумный и ироничный, лишь усиливает эффект.

Но вообще, это история про любовь. Первую, нежную, искреннюю. А от того настоящую.
ГРОЗА

ГИТИС, мастерская Бориса Морозова, 4 курс.

Спектакль «Гроза» с самого начала говорит зрителю, что хочет с ним поиграть.

Сцена минималистична. С потолка свисает большой лист тонкого металла — артист, исполняющий неназванную роль Грозы, перебирает по нему ладонями и пальцами, создавая ощущение надвигающегося шторма. Как мы позже узнаем из разговора с создателями спектакля, это стало своеобразной данью уважения ушедшей эпохе, где для имитации порывов ветра использовались такие же приспособления.

Второй артист ударяет по тарелке — и сцена заполняется действующими лицами.

Это классическая постановка по произведению, которое знакомо многим, но вместе с тем — на сцене молодые артисты, и это создает диссонанс. По Островскому Кабаниха — злобная старуха-вдова, но у Морозова она превращается в этакую мачеху Белоснежки, недоступную и жестокую женщину в самом расцвете лет. Кулагин, которому по пьесе около пятидесяти, предстает перед зрителем экзальтированным молодым парнем, увлеченным идеями по созданию лучшей жизни. И это отнюдь не портит картину: напротив, такой подход позволяет зрителю взглянуть на происходящее под другим углом и понять, что нет разницы, молод ты или стар — взгляды человека зависят только от его воспитания.

Режиссер создает параллельную реальность, в которую так легко вступает зритель. И вот уже гроза подходит к городу, и мысли молодой Катерины все чаще сводятся к одному: как продолжать жить? Да и стоит ли?
МОЙ ПРЕКРАСНЫЙ ПИГМАЛИОН

Театральный институт имени Щукина, мастерская Анны Дубровской, 4 курс.

Щукинцы решили показать нам, что современный первоклассный артист должен уметь все, отыграв настоящий мюзикл! «Мой прекрасный Пигмалион» — спектакль, смешавший пьесу Бернарда Шоу и переработанный для оскароносного фильма сценарий Алана Лернера.

Зрителей ждет очень красивый, и визуально, и содержательно, мир педантично острого юмора и знакомой каждому душевной музыки. На протяжении всего спектакля невозможно не смеяться и не умиляться! Под безупречной режиссурой Анны Дубровской реплики заиграли новыми красками, получили глубину, которую можно было пропустить. Мастер курса с любовью и трепетом относится ко всем своим студентам, поэтому яркими, запоминающимся вышли и герои второго плана. Хотя не стоит отрицать, что состязаться с главными героями им было сложно!

Вспоминается дебют однокурсницы сегодняшних исполнителей в роли Наташи Ростовой на Вахтанговской сцене. Курсу Дубровской крайне удачно даются роли Одри Хепберн! Обаятельные, летящие, по-девичьи невинные, но неизменно ведомые бурлящей кровью. Это героини романтической закалки, не знающие времени и места. Вечные героини. Вечные любимицы сцены и кадра.

История Пигмалиона и Галатеи архаична, не найдется людей, ни разу не слышавших о фильме «Моя прекрасная леди» или не замечавших похожую фабульную схему в других произведениях. Но далеко не всегда нужно выдумывать велосипед, чтобы создать прекрасное. Студенты Щукинского института дарят театру именно такую, абсолютно классическую, но при этом легкую и даже заводную историю, которая украсит вечер, которой можно просто насладиться. Молодые артисты очаровывают и вовлекают в действие. На этом спектакле сложно усидеть на месте, ведь на каждом музыкальном номере хочется пуститься в танец вместе с героями!
ДНИ НАШЕЙ ЖИЗНИ

Школа-студия МХАТ, мастерская Марины Брусникиной и Сергея Щедрина, 4 курс.

Если пересказать «Дни нашей жизни» кратко, получится одно предложение: «Она содержанка, он ее последняя надежда...» Это зачин истории, эксплуатированный немыслимое количество раз. Подобный сюжет в том или ином виде можно встретить в произведениях всех эпох в любой точке мира. Серебряный век русской литературы не то чтобы был исключением, для многих любовь бедняка и лоретки стала олицетворением конца девятнадцатого века.

Арсений Мещеряков выбрал очень сложное для постановки произведение. Язык Леонида Андреева причудлив, для его пьесы нужна была столь же причудливая режиссерская система. Итак, что мы имеем? Извечный сюжет, причудливый текст, молодых артистов. Режиссер нашел свой подход! Он решил манипулировать временем.

«Дни нашей жизни» напоминает видеокассету — уже вышедшую из нашего обихода, — проигрыватель которой постоянно заедает и шалит. В спектакле чередуется темп, скорость проигрывания этой кассеты. Эмоциональные эпизоды, эпизоды, несущие наибольшее значение для героев, замедлены. Актеры в них существуют словно в воспроизведении 0,25х. А противопоставляются им эпизоды, похожие на ускоренные записи студенческих посиделок, пьяных застолий и прочих необремененных особенным значением событий. Здесь же актеры изображают воспроизведение 2x. Перематывают памятные, но скупые на содержание моменты.

Спектакль полон интересных идей. Пронизан любовью к Москве. Пропитан элементами нашего культурного кода. Теми самыми, что заставляют прослезиться при упоминании бутербродов с сыром на пикнике у Воробьевых гор. Что смешат, повторяя легендарные сцены из бандитских сериалов. Это пространство, в котором время то тянется так долго и тягостно, что хочется скорее его перемотать, то утекает слишком быстро, ты и не успеваешь поставить запись на стоп.
ИЛАЯЛИ

Театральная школа Константина Райкина, мастерская Александра Коручекова, 4 курс.

По словам организаторов, у них есть правило: они не берут несколько спектаклей одно и того же курса. Однако везде есть исключения. И студенты мастерской Александра Коручекова именно оно. И их дипломный спектакль «Илаяли» (режиссер Сергей Тонышев). И, знаете, организаторов можно понять.

Присутствует некоторое внутреннее содрогание, когда видишь на белой программке черные буквы «театральное сочинение по мотивам романа «Голод» Кнута Гамсуна». Потому что опять Скандинавия, опять тяжелое, придавливающее к полу небо вместо света софитов, опять жевать гранит. Но с первых же секунд спектакля становится ясно — это не так.

Великолепные пластические этюды, происходящие буквально над землей, харизматичные, гротескные, но от этого мгновенно влюбляющие в себя персонажи, монохромная, лаконичная цветовая гамма. И сюрреализм, вызванный сводящим с ума голодом нищего молодого журналиста, изо всех сил старающегося заработать денег, но не желающего отказываться от своих убеждений и писать много, но плохо. Он считает последние монеты, крохи, чаек, людей, которые поднимают его насмех. Ему кажется, что весь мир против него и лишь Илаяли — призрачная, прекрасная, неуловимая женщина — то и дело вспыхивает путеводной звездой в его больном сознании. Всё и все вокруг дребезжат, кажутся, чудятся, ведь самым реальным в жизни молодого человека является голод.

И, несмотря на сложность первоисточника, на, кажущуюся неподъемной и тоскливой тему спектакля, он будто бы невесомый. Он бурлит, он живет, он смешит, а, главное, цепляет.
Стоит также сказать и о победителях, не зря же фестиваль называется «Твой шанс», для актеров он действительно стал шансом, что их дипломная постановка останется жить на сцене Театрального центра «На Страстном». И лучшим спектаклем, который будет идти целый театральный сезон и на который мы вам настоятельно рекомендуем сходить, был признан «Илаяли» студентов 4 курса мастерской Александра Коручекова.
Текст: Аврора Акопян, Ариша Муравьева, Марго Сабилло
Фото: сайт Театрального центра на Страстном