Театр на Таганке

Танцы на… резиновых уточках!

«Танцуют все»: как можно представить эталонную драму в виде пластического спектакля
У Театра на Таганке появилось новое пространство «Сцена на Факельном», расположенное в Факельном переулке. Его решили открыть премьерой постановки Анны Закусовой «Утиная охота». Этот спектакль родился в условиях режиссерской лаборатории «Ликбез» и первым среди всего, что там создавалось, вошел в репертуар театра.

Очередную интерпретацию самой известной пьесы Александра Вампилова можно найти в репертуаре чуть ли не каждого театра. «Утиная охота» написана в 1967 году, в неустойчивое время, и сама является «неустойчивой». К какому сценическому жанру ее можно отнести? С первой частью слова очевидно – трагедия. А потом что? Так и оставить, или все-таки добавить часть комедии или даже фарс?
Судя по спектаклю, режиссер Анна Закусова решила, что все же последнее. Оформление сцены пестрит разными цветами, освещение больше подходит какому-то нуарному мюзиклу, чем сценам из жизни Советского Союза в шестидесятые, бесконечные повторы действий героев, смешение их голосов – все это сначала вызывает усмешку, а потом – неподдельный смех. Апогеем фарса на сцене является финальная сцена, после которой работники быстро убирают с пола огромное количество резиновых уточек, чтобы актеры не наступили на них при поклоне. Вот она – та самая утиная охота, которой бредил Зилов! Вот они – его утки!

Возвращаемся к жанровой неустойчивости пьесы: а Зилов – это вообще кто? Типичный герой своего поколения, у которого выбили почву из-под ног и заставили сомневаться в, казалось бы, вечных истинах, «лишний человек» двадцатого века, Онегин периода оттепели или просто сложный, вневременной человек со своей историей? Режиссер предлагает зрителю рассмотреть несколько граней личности Зилова, разделив его роль между тремя актерами (Сергей Кирпичëнок, Филипп Котов, Александр Зарядин). Можно сказать, у нас есть внешнее представление о герое – уверенный в себе, окруженный вниманием женщин – это один актер. Второй – то, как герой себя ощущает: потерянным, смятенным, брошеным. И, наконец, третий – воплощение одной из причин, что привели к такому различию между внешним и внутренним: Зилов из прошлого, тот самый, что разговаривает с отцом про то, почему они еще уток не подстрелили. Все трое – всегда вместе. Пока один разговаривает, два других танцуют или прогуливаются рядом (мы же не можем отделить прошлое от человека или его душу от тела, по крайней мере, пока он живой).
Такое «столпотворение» на сцене создает некий парадокс: там нет ощущения «интимности», но в то же время, получается, герой постоянно одинок – никто не может разглядеть его настоящего, он все время поворачивается какой-то из сторон, он словно какая-то не поддающаяся пониманию шутка, абсурд и парадокс. Все описанное можно было бы объединить только каким-нибудь очень необычным способом. Еще раз, спектакль «Утиная охота» в театре на Таганке – пластический. Там минимум разговоров и максимум танцев. Герои прыгают, бегают, ползают, летают, порхают, разливаются на сцене. Фантазии режиссера нет границ, она будто бы сделала из актеров невероятно послушный пластилин, который может принимать на сцене абсолютно любые формы.
Пожалуй, абсурд и фарс начинается здесь – в самой задумке вложения идей Вампилова в движения тела. Зачем слова, если есть танец? Пьеса ничуть не теряет в таком оригинальном решении, скорее наоборот, уже знакомая и даже немного затертая история открывается с неожиданной стороны. Конечно, поклонникам классического театра такое навряд ли придется по вкусу, но те, кто высматривает в театре что-то свежее и современное, должны оценить постановку по достоинству.
Текст: Ксения Сластен
Фото: пресс-служба Театра на Таганке