Театр им. Евгения Вахтангова

Но в мире новом друг друга они не узнали

…снова зазвучали нежные переливы любви и рваные аккорды расставания, в конце соединившиеся в молчание неузнавания
В театре Вахтангова прошла премьера спектакля по пьесам Леонида Зорина «Варшавская мелодия» и «Перекресток». Это дипломный спектакль четвертого курса Театрального института им. Б.В. Щукина. На Симоновской сцене снова зазвучали нежные переливы любви и рваные аккорды расставания, в конце соединившиеся в молчание неузнавания.

«Варшавскую мелодию» знают все. Москва, 1946 год, война только закончилась. Вот оно, долгожданное мирное время, когда жители всей Европы могут выдохнуть и наконец построить свое светлое будущее. На концерте филармонии судьба сталкивает студентку польского происхождения Гелю и бывшего фронтовика Виктора. Вспышка интереса перерастает в симпатию во время первого свидания на перекрестке Герцена и Огарева. Та самая соединившая их судьба потом разлучает их на протяжении всей жизни: законом, расстоянием, положением в обществе…
Спустя 30 лет Зорин написал продолжение – «Перекресток». В нем уже пожилые герои снова встречаются в аэропорту, в месте, которое, по сути, соответствует названию. Их разговор строится неладно – уж слишком велика разница в менталитетах девушки из когда-то братской Польши и советского человека из уже несуществующего СССР.

Перед молодыми актерами, которые еще даже не оставили эту пресловутую студенческую скамью, встает сложная задача – изобразить одних и тех же героев в разные периоды их жизни, от цветущей юности до угасающей старости. Им, конечно, помогал грим, но ни одна косметика в мире не может поменять энергетику с молодой на старую. Тут нужен только талант и серьезная работа над ролью. У актеров (Полина Рафеева и Иван Захава) это точно получилось.
Их персонажи серьезно менялись, но в то же время – нет. Рафеева смогла изменить повадки, интонации, речь (кстати, великолепно повторяя польский акцент), но оставить главное. Внутренняя любовь, сила и мудрость Гели оставалась при ней и в юном виде, когда она порхала по сцене в пушистом платочке, и в образе богемной певицы, польской звезды, и даже когда она, уже пожилая, неловко везла маленький чемодан. У Захавы была, видимо, другая задача. Его Виктор взрослеет, и с взросление он будто бы «тяжелеет», теряет легкость молодости, живет не так, как ему бы хотелось, а скорее так, как надо. И доживает до того, что исповедуется о несчастной любви своей же Геле, не узнав ее. В аэропорту Виктор уже ощущается, как и нужно, уставшим стариком, который в жизни лишь однажды испытал сильное чувство, да и то не сохранил его, сославшись на якобы «юношескую» любовь, перед которой встало слишком много непреодолимых, по его мнению, обстоятельств. Было ли так на самом деле? Режиссер Владимир Иванов, как и сам драматург, не отвечает. В отношениях не может быть одной правды, каждый думает по-своему, тем более тогда, когда люди оказываются настолько разными.

Решение соединить «Варшавскую мелодию» и «Перекресток» стало интересной находкой режиссера. Помимо впечатляющих актерских задач, оно меняет представление об уже привычной истории. Вторая часть обрамляет первую, конец истории известен заранее, всю тяжесть и разочарование от этого зритель успевает прожить за два с половиной часа спектакля, и из зала он выходит не грустным и подавленным, а, скорее, наполненным новыми впечатлениями и размышлениями.
Выход идеи впереди эмоции – всегда интересный ход для типичных трагических историй о любви, и посмотреть на знакомый сюжет под таким углом стало интересным опытом. Иванов обращает внимание не на то, как Геля и Виктор друг друга любили, а на то, как они в конце концов поняли, что с ними произошло, какое влияние первая любовь оставила на их жизни. Для нее история, начавшаяся на перекрестке Герцена и Огарева, оказалась тем чувством, которое ее мечтательное сердце так и не смогло позабыть. Перед ним даже собственная гордость могла отступить, потому что – какая разница, кто ты, а кто он, какое у вас положение, если вы друг друга любите? Он тоже не смог позабыть ту вспышку, которая ослепила его в юности, но прагматичный характер заставил задвинуть эти чувства куда-то на задний план. Да, именно Виктор является инициатором тех самых встреч спустя десятилетия, но они скорее мучают их обоих, доказывая в очередной раз слишком сильные различия в их характерах.

У людей много причин, по которым они ходят в театр. Кто-то хочет посмотреть на красивых актеров и просто приятно провести вечер, а кто-то – найти отражение истории на сцене в своих собственных мыслях. «Варшавская мелодия» в театре Вахтангова подойдет как для одного, так и для другого
Текст: Ксения Сластен
Фото: группа театра в ВК, Валерий Мясников