Эскизы в пространстве

Городская мозаика

Смех и слезы в современном Вавилоне
Искусство служит для многих целей, и одна из них — эскапизм. Мы сбегаем в кинотеатры, библиотеки и театры от окружающего нас хаоса или, наоборот, застоя. Бывает так, что нас переигрывают, и вместо того, чтобы сбежать, мы оказываемся в эпицентре драматических событий, которые, на самом деле, происходят с нами в обычной жизни. На сцене все будто помещается под мощный микроскоп, и раскрывается та красота или же уродство, которое мы не замечаем в суете будней. В спектакле «Вавилон» независимого театра «Эскизы в пространстве», нового резидента «Практики», так препарируется тема мегаполиса — современного Вавилона.
Большой Город — это гигантский организм. На фоне прекрасного может происходить безобразное, и наоборот. Город — это место, где тебе никогда не станет скучно, и в то же время это место, где тебя неизбежно затянет в воронку рутины. Монотонность и развитие, смех и слезы, любовь и ненависть, смерть в жизни и жизнь в смерти — все эти парадоксы, загадки и оксюмороны вьются в современном Вавилоне. Вот и спектакль о нем такой же: местами скучный в своей медитативности, местами — невероятный в своем безумии. У зрителя может возникнуть вопрос: что вообще происходит? Бездомные устраивают ужин посреди улицы, девушка заключает своего возлюбленного в аквариум, кто-то очень долго строит какую-то конструкцию и так же долго потом ее разрушает… Нет какого-то конкретного сюжета, «Вавилон» — это сборка разных историй, которые связывает одна тема Города.
По словам создателей, спектакль вдохновили тексты «Черная книга» Орхана Памука, «Сорок одна хлопушка» Мо Яня, «Стыд» Салмана Рушди, пьеса «Вавилон 2.0» Рината Ташимова. Потом была лаборатория, где все участники постановки смотрели документальные фильмы, слушали лекции и искали сценические образы. Чтобы понять суть спектакля, не нужно читать эти произведения и искать документальные фильмы. Нужно быть посвященным, то есть героем спектакля, жителем этого самого Вавилона. Этот спектакль нельзя представить ни в каком другом месте, кроме Москвы — он для ее жителей и про ее жителей. Темы, поднимаемые в «Вавилоне», подчас провокационные (например, проблема миграции), и у каждого из зрителей может быть своя точка зрения по этим вопросам, но важно же не согласиться с высказыванием, а понять его. После спектакля есть такое ощущение, что с глаз спадают какие-то линзы, и Садовое кольцо с Патриаршими прудами, где находится здание «Практики», кажутся уже совсем не такими, какими они были полтора часа назад.
Текст: Ксения Сластен
Фото: Екатерина Терентьева (БЕС КУЛЬТУРЫ)