СТРАДАНИЯ ЮНОГО ВЕРТЕРА

В ТЮЗе есть только детские спектакли? Отнюдь! Пока на большой сцене дети смотрят «Конька-горбунка», на малой играют «Страдания юного Вертера» — историю, не подчиняющуюся законам сказки.

IMG_8370.JPG

«Люди бы страдали намного меньше, если бы не развивали в себе так усердно силу воображения…»

В ТЮЗе имени А.А. Брянцева, вопреки ошибочному мнению многих, показывают спектакли не только для юных зрителей. Театр предлагает обширный репертуар серьезных, морально сложных постановок, посмотреть которые можно на малой сцене.


Один из таких спектаклей — «Страдания юного Вертера» по мотивам одноименного романа Гете. В этой постановке всего два актера, разделенных полупрозрачной тканью, своеобразной вуалью сладостных воспоминаний Вертера, за которой он видит и слышит свою возлюбленную Лотту. 

Юный Вертер, с безусловной искренностью исполненный Федором Федотовым, оказывается на грани смешения веков. Текст Гете, написанный в конце XVIII века, переплетается с современными костюмами, декорациями и обычаями. Постановка оснащена разного рода техникой: от диктофона, куда Вертер продиктует свою предсмертную записку, до камеры, которую он будет направлять прямо на зрителей, пытаясь найти ответы на волнующие его вопросы. Да, именно зрительный зал станет единственным собеседником Вертера, вынужденного метаться в попытках понять, «неужели человек — действительно такое сложное создание?»

В своих поисках он обратится к «Дон Кихоту» и «Гамлету», другим двум страдальцам, обреченным на одиночество. Не раз из уст актера прозвучат строки Шекспира, сказанные так кстати. Ведь Вертер правда предпочтет «мириться со знакомым злом», а не стремиться к неизвестности. А главное зло влюбленного героя — это страх. Страх быть отверженным, ненужным, забытым… Он поглощает Вертера, становится его судьбой и не дает ему силы ни для жизни, ни для смерти. Тогда герой остается «в подвешенном состоянии», таком же, в каком находятся книги, свисающие с потолка. Подобно им Вертер раскачивается то в одну, то в другую сторону, приближаясь к пределу, но все же не достигая его. В попытках убежать от боли и страха герой только загоняет себя в угол.

Невесомая Лотта, причина страданий Вертера в изящном исполнении Анны Слынько, будет изредка показываться самому герою и зрителю. Она — тонкое воспоминание о счастливых днях в жизни отчаявшегося влюбленного. В постановке героиня кажется более чуткой, чем в книге, более отзывчивой к сердечной грусти Вертера, и потому вызывает не меньшее сочувствие, чем он сам. Как ей, предмету любви пылкого юноши, удержать и его, и собственного мужа, не вызвав подозрений со стороны второго? Она видит, как Вертер, признающий идею «Счастье наше в нас самих», стремится открыть в себе немного общего со своим провозглашенным ангелом и как его мечты о совместном счастье разбиваются о жестокие к мукам сердца реалии.

Постановка представляет собой практически полуторачасовой монолог Вертера, но это совсем не лишает спектакль динамичности. На маленькой уютной сцене Федор Федотов будет запрыгивать на декорации, рисовать, размахивать мечом и даже готовить салат. Не советуем ходить на спектакль голодными, потому как аромата свежих нарезанных овощей вам точно не избежать. В постановке также присутствует много резких звуков и хлопков, которые наверняка заставят вас немного встряхнуться, однако главный хлопок ждет зрителей только в финале, и даже если вы полагаете, что будете к нему готовы и он вас не испугает, поверьте, эта постановка сумеет удивить вас и развеет это ошибочное мнение.

 

Более того, ближе к концу спектакля Федор Федотов ненадолго выйдет из роли Вертера и поговорит с вами один на один, сам он называет это «пятиминуткой современного театра». Актер немного приоткроет завесу создания постановки, объяснит, почему он играет именно так, скажет пару слов о режиссере… «Когда уже все решил и знаешь, что будет дальше, очень хочется просто увидеть чьи-то глаза и с кем-то поговорить...» — этими словами заканчивает свой монолог Федор.

В одном из писем Вильгельму Вертер пишет: «Если бы мы с открытым сердцем шли навстречу тому, что уготовано нам богом на каждый день, у нас хватило бы сил снести и беду, когда она приключится…», и эти же слова произносит со сцены Федор Федотов. Однако либо несчастному влюбленному не удается открыть миру свое сердце, либо же человек в самом деле оказывается созданием многогранным и неизведанным.


«Страдания юного Вертера» в постановке Биркана Гергюна, несмотря на ограниченное пространство и относительную скромность декораций, захватывает внимание и сознание зрителя. Редакторы нашего издания ходили на спектакль дважды и с радостью посетили бы его еще несколько раз. Причина этому проста — «Страдания юного Вертера» дают уникальный материал для рефлексии, подталкивают к тому, чтобы заглянуть себе в душу, столкнувшись лицом к лицу со своими страхами и желаниями. И сколько бы раз ты не смотрел эту постановку, после аплодисментов всегда хочется подойти и произнести фразу, однажды написанную зрителями на стене во дворе музея Анны Ахматовой: «Милый Вертер, спасибо за эмоции!»
 

Ph: ТЮЗ 
Текст: Валерия Арсеньева