Пермский академический Театр-Театр

Антология жизни одного артиста

Как за полтора часа раскрыть образ легендарной исторической личности?
Как за полтора часа раскрыть образ легендарной исторической личности? Возможно ли объять необъятное и нужно ли? Пермский «Театр-Театр» не стремится «выдумывать» и усложнять. Постановка со скромным, но лаконичным названием «Вертинский» представляет собой моноспектакль-концерт, в основе которого лежат знаковые события биографии легендарного артиста.
«Проходите, присаживайтесь...». Голос Альберта Макарова приковывает внимание к сцене в тот же момент, когда ты оказываешься в зале. Аккомпанемент Александра Колесникова мгновенно погружает зрителя в мир музыки, творчества и перипетий жизни легендарного Александра Вертинского.

Весь спектакль – абсолютная квинтэссенция таланта Вертинского, транслируемого зрителям сквозь ныне живущий талант, ни капли ему не уступающий, – Альберта Макарова. За полтора часа мы проживаем очень яркую, трагичную, наполненную разными событиями жизнь. Жизнь великого человека.

Екатерина Мельниченко
Здесь сосуществуют (и очень гармонично!) документальность и лирика. «Песня жизни» Вертинского не прерывается даже в моменты «заминок» – между выступлениями артист Альберт Макаров прямо на сцене сменяет наряды и образы, параллельно продолжая свой рассказ. Среди его перевоплощений есть ярчайшие современники Вертинского – поэт Маяковский, актриса Холодная и другие. Именно так, без имен: Макаров создает «фантомы» эпохи без стремления к портретному сходству даже в отношении главного героя.

Подражание фирменной вокальной манере исполнения Вертинского происходит единожды. Аккуратность в этом плане помогает не перейти грань пародийности. Режиссер Борис Мильграм отказывается от монументальности, ассоциирующейся с фигурой Вертинского. И это оказывается невероятно эффектно: минималистичная декорация с подиумом и гримерным столиком, фортепианный аккомпанемент и один-единственный актер.

Аполлинария Захаренко
В этом спектакле происходит не описание жизни одного конкретного великого человека, это будто бы срез эпохи через призму жизни одного из его талантов. Вертинский – это отражение надежд и разочарований первой половины двадцатого века, и в спектакле это показано через калейдоскоп образов, которые меняет великолепный Альберт Макаров.

Вихрь эмоций собирается в емкий формат спектакля-концерта, но ощущений, что фигура слишком велика для формата, не возникает. Зрителя погружают в мир Вертинского очень аккуратно – есть, на что посмотреть, и поклонникам, и тем, кто о Вертинском почти ничего не знал ранее.

Ксения Сластен
Спектакль «Вертинский» – как глоток воздуха жарким грозовым майским вечером. Свет в зале гаснет, и ты остаешься один на один с «великим сказителем земли русской» и погружаешься в его жизнь, напетую десятками самых лучших его песен. Все в этом спектакле настолько реалистично, что на полтора часа ты забываешь о своем мире и живешь в тех далеких двадцатых, тридцатых, сороковых – во всех тех годах, когда по стране разносился голос Вертинского, который переродился в Альберте Макарове, исполнителе заглавной роли.

Сходить бы еще, и не один раз – с нетерпением вновь ожидаем гастроли театра в нашей столице и готовимся бежать в него еще, и еще, и еще, лишь бы слушать этот голос и эти песни, лишь бы никогда не забывать их.

Ксения Плакунова
Текст: Екатерина Мельниченко, Аполлинария Захаренко, Ксения Сластен, Ксения Плакунова
Фото: Никита Чунтомов