театр на Таганке

Все счастливы

Дорогие зрители, не волнуйтесь. Артисты привиты и не кусаются
Спектакль «Веселые ребята» — это театральная адаптация первой музыкальной кинокомедии в СССР, ставшей классикой советского кино. Музыка Исаака Дунаевского, стихи Василия Лебедева-Кумача — быть может, не все в зале смотрели саму комедию, но уж точно хоть раз слышали музыку оттуда. И потому на протяжении всего спектакля от старых мелодий в джазовой обработке приходит ощущение чего-то знакомого.

В первую очередь, этот спектакль — комедия положений: девушка Лена (Марфа Кольцова) учится петь и мечтает встретить знаменитого итальянского дирижера Фраскини (Павел Лёвкин). У нее почти получается, но происходит ошибка, и за «маэстро» она принимает музыкально одаренного пастуха Костю Потехина (Павел Комаров), которого и приглашает к себе на званый вечер. У Кости же своя история неузнавания: вместо голоса Лены он слышит талантливое пение тайком влюбленной в него домработницы Анюты (Дарья Авратинская) и путает их.
Абсурдная путаница достигает апогея, когда на званом вечере стадо (переодетые в ростовые куклы актеры), привлеченное музыкой своего пастуха, прорывается в дом. Животные разносят весь прием, а гости и Лена узнают о произошедшей ошибке. Комического в спектакль добавляет еще то, что все события показаны в традициях немого кино: с помощью света и декораций на сцене будто вручную сменяются кадры, а по бокам от своеобразного «экрана» транслируются интертитры. Они дополняют действие, и нередко осмысление сцен через ироничные текстовые вставки оказывается смешнее, чем само действие.

Пока Лена продолжает (безуспешно) учиться петь и мечтать стать певицей в театре (об этом мы узнаем как раз из надписи на экране), Костя Потехин уезжает в Москву, решив всерьез заняться музыкой, а Анюта вновь остается одна. Вплоть до самого финала Анюта не выпускает из рук кусок забора. Она то и дело прикрывается им: за ним, а нередко и под ним, Анюта невидимка, она может лишь подглядывать за миром вокруг (и особенно — за Костей). Но стоит ей начать петь, как забор на время пропадает: ничто не может скрыть настоящую талантливую натуру Анюты. А полностью он исчезает только в самом конце, когда герои, встретившись зимой в Москве, наконец-то друг друга видят. Загадка разгадана, каждый обрел свое предназначение: Костя дирижирует оркестром в Большом театре, а Анюта в нем же поет.
«Веселые ребята» — это интересная попытка соединить на театральной сцене немое и разговорное кино под живую музыку. В нем нет переосмысления жанра комедии, да и новую трактовку фильма тут не найти — это просто весело и по-хорошему сумасшедше без претензии на правдоподобие. Комические черты во всех персонажах спектакля доведены до абсолюта: герои подчеркнуто ненастоящие, сюжет вокруг них линеен, прятать в других слоях там нечего (и незачем). Даже эпоха — на сцене предстает СССР тридцатых годов — изображена как сказочная, будто заимствованная из мультфильмов Дисней.

Спектакль всеми способами намекает нам: здесь правда все театральное — посмотрите сами и посмейтесь с нами! И такая искренность вместе с незамысловатостью сюжета, добрым юмором и знакомой бодрой музыкой вызывает настоящую улыбку. Поэтому, возможно, история, в которой все счастливы, — это именно то, что нужно в такую холодную бесконечную зиму.
Текст: Юлия Гурьянова
Фото: Игорь Червяков