КИНО

Врум-врум

Зритель — в центре всего этого абсурда, за которым следишь, как Ди Каприо за банкой пива в «Однажды в Голливуде», выискивая отсылки и радуясь знакомым местам, лицам и сюжетным поворотам
Помнится, кто-то сказал мне, что история — это просто сплетни, которыми не стыдно увлекаться (возможно, я и вовсе подглядела эту фразу в ТикТоке). Что самое интересное в истории? Как по мне, это не даты, битвы и бесчисленные имена правителей, политиков и завоевателей. Интереснее всего — городские легенды, они наглядно иллюстрируют дух места и времени.

Проект Иви «Лада Голд» как раз можно назвать отчасти городской легендой. Отчасти — лишь потому, что сериал вобрал в себя не только атмосферу посиделок за гаражами в Тольятти, но и вернувшуюся в моду ностальгию по лихим девяностым (которые в таком сказочном виде существовали для нас лишь на экране). Ну и наконец, за этими двумя столпами «Лады Голд» особо не скрывается и культ массовой культуры — сказочные и мифологические архетипы, шекспировские страсти и метаироничные отсылки к мировому кинематографу.
Легенды русского Детройта

Рыцари совсем не круглого стола, но тольяттинского ОПГ под предводительством авторитета Михаила Дасыгина с говорящей кличкой Мидас (Павел Прилучный), собрали все свое золото для подкупа кремлевского дракона. Мидас же, в свою очередь, превратил все это золото в чудо завода «АвтоВАЗ» — самую дорогую Ладу. До Кремля она не доехала и при каких-то странных обстоятельствах оказалась в гараже местного супермилиционера Ивана Огурцова (Иван Фоминов). Теперь внукам Мидаса и Огурцова, Артуру (Роман Евдокимов) и Паше (Эльдар Калимулин) предстоит приключение на старом жигуле, ведь за ними охотятся бывшие подельники Дасыгина — Лысый (Кирилл Полухин), Гришка Певец (Игорь Черневич), Буба (Марина Зудина) и бешеный терминатор Шамрай (Даня Воробьев как всегда на своем месте драйвового трикстера).

Так, переплетая между собой легенды о короле Артуре, сказки об Иванушке-дурачке, настоящие истории о Жигулевской битве местных ОПГ и бесконечный пласт мирового фольклора, создатели проекта во главе с режиссером и сценаристом Никитой Власовым собирают коллаж метареальности. В том же Иване Огурцове, например, можно угадать и Владимира Шарапова из «Место встречи изменить нельзя», и майора милиции Тольятти Дмитрия Огородникова.

Здесь своя логика, законы физики и выживания. Зритель — в центре всего этого абсурда, за которым следишь, как Ди Каприо за банкой пива в «Однажды в Голливуде», выискивая отсылки и радуясь знакомым местам, лицам и сюжетным поворотам. Немного расстраивает только, что спустя несколько сцен персонажи всякий раз дают ответ, на какой фильм или другой пласт культуры они ссылались, то ли не доверяя эрудированности зрителя, то ли стараясь подтвердить собственную метаиронию.
Развертывание сериального фольклора в виде диалогов местных жителей заслуживает отдельного напоминания. В зависимости от того, кто и кому рассказывает о том, что произошло в девяностые, меняется и стиль съемки, и жанровые приемы. Например, часть Дмитрия Журавлева напоминает скорее что-то из пародий на полицейское кино («Голый пистолет», а может даже и иногда «Внутри Лапенко»). Женщинам среднего возраста жизнь Огурцова видится советской мелодрамой («Семнадцать мгновений весны»), дедушка подает внучке сюжет в виде young adult версии пьес Шекспира и так далее.

Главным элементом, который помогает ощутить весь колорит этой сказочной вселенной, является выбор мест съемок. Создатели сериала сняли его не только в самом Тольятти, но и в его окрестностях — в цехах, автомастерских, гаражах, местной степи и даже на заброшенных территориях. Это позволяет зрителям полностью погрузиться в атмосферу русского Детройта и почувствовать его энергию.

Костюмы персонажей также играют большую роль в передаче аутентичности времени и места. Каждая деталь подобрана с особым акцентом на стиле девяностых, что придает сериалу еще больше продаваемого шарма. Так и хочется достать из шкафа запылившуюся отцовскую кожанку и отправиться на разборки.
Нам надо в Казахстан

Несмотря на то, что, кажется, в сам Казахстан съемочная группа не отправилась, а использовала лишь степи и песчаные дюны Самарской области, национальный колорит здесь все же присутствует. Мы слышим достаточно много диалогов на казахском языке, да и запоминающихся героев хватает. Династия Касымов и их разбойники чего только стоят. Пожалуй, Касым III (потому что три восклицательных знака) в исполнении Аскара Ильясова — один из самых интересных бандитов по ту сторону границы. А Касым II Евгения Сангаджиева радует своим умением размахивать саблей как какой-нибудь Брюс Ли.
По статье любви

Центральная идея «Лады Голд» — конечно же, любовь. Нет, не только романтическая, хотя и любовных линий тут в достатке. Скорее, на первом месте стоит любовь в более широком смысле — к семье (пусть даже и не родной, а воровской), к своему делу (быть бандитом — тоже работа), сильным персонажам (особенно радует женская часть каста — Ольга Тумайкина, ее экранная дочь Анна Богомолова, и Стася Милославская), к родным краям и к кино.

Из романтики, на самом деле, цепляет только одна, самая невероятная любовная история — о добром бандите Кирилла Полухина и боевой маме Ольге Тумайкиной. Без перестановок ради резких поворотов в сюжете Артура и Паши можно было и обойтись. К тому же, броманс Эльдара Калимулина и Романа Евдокимова и так выглядит самодостаточным. Как и актерские дуэты других бандитов — Игоря Черневича и Кирилла Полухина, Павла Прилучного и Егора Абрамова.
Музыка нас связала

Конечно, настроение во многом создает и подборка треков для каждой сцены. «Лада» радует как старыми песнями вроде «Ты позвони мне среди ночи» Кузьмина или «Я – то, что надо» Сюткина, так и новыми — казахстанским («Муса» Truwer'а, «Пиридай», Ирина Кайратовна) и российским (Ноггано, Каспийский груз) рэпом. Все песни про Ладу, которые вы можете вспомнить, тоже имеются.

В целом, сериал «Лада Голд» можно смело назвать одним из главных проектов осени, за которым не стыдно провести свой вечер и получить дозу ностальгии. Итак, откладываем скучные путеводители по России, садимся смотреть «Ладу Голд» и едем в отпуск в Тольятти, не забыв включить саундтрек сериала.
Текст: Ника Маккена
Фото: Кино mail.ru