КИНО

«Под красною, ослепшею стеною»

Исступленный танец ненужных режиму маленьких людей – вот, что находится в центре внимания режиссера
Серая коммунальная московская квартира, микрокосм Советского Союза 1950-х. Здесь живут люди с совершенно разными работами и судьбами. В одной комнате ютится и интеллигентная семья Петкевичей: профессор философии Павел (Андрей Смоляков) с женой Ангелиной (Ирина Розанова) и их дочь Дина (Юлия Снигирь) с мужем Борисом (Александр Устюгов) и сыном Сашкой (Денис Давыдов).

Куда от вас, уродов, деться-то?

За стенкой живет чета Дорфманов, глава семьи – уважаемый врач (Александр Ярмольник), волею судьбы ставший фигурантом «дела врачей». У Петкевичей тоже не все так гладко: в издательстве Дины полным ходом идет кампания против «безродных космополитов», ее муж Борис берет на работу в метрострой бывшего пленного солдата Василия (Дмитрий Куличков).

Индустриализация, развал колхозов, мир домов и питейных, университета и больницы, где проходят свои зачистки. Исступленный танец ненужных режиму маленьких людей – вот, что находится в центре внимания режиссера. Они выживают, любят, верят людям, несмотря на окружающий гнет и смутное беспокойство.
А почему я должен верить вам, а не газете «Правда»?

Зритель попадает в тот же плен, что и герои – ощущение недоверия испытываешь к каждому новому знакомому. Так, аспирант Олег, тонко сыгранный Иваном Добронравовым, кажется довольно подозрительным в своем интересе к Павлу Казимировичу и его исследованиям запрещенной феноменологии Гуссерля. При этом услужливый и внешне доброжелательный Иван (Александр Кузнецов), служащий в «Матросской тишине», становится сомнительным спасением, на которое рассчитывает и отчаявшаяся Дина, и зритель.

Самые близкие люди в такой ситуации, наоборот, чаще оказываются совсем не опорой. Александр Устюгов в роли мужа Дины – член партии, герой войны, перспективный работник метростроя – сбегает при первом же намеке на замешанность в деле «врага народа», прикрываясь задетым эго.

Выделяется среди звездного состава и Ксения Раппопорт. Ее Зина Лурье, светская дама советского образца, восхищает своими взглядами на жизнь и деловым подходом ко всему. Ну а поклонников Владимира Канухина порадует его маленькое камео в роли студента-комсомольца.
Какая-то тревога смутная, непонятная…

Пронзительная тишина говорит громче закадровой музыки, поэтому она почти отсутствует в фильме, кроме нескольких печальных интерлюдий в моменты острой тоски по внутренней свободе. Декабрьский белый свет не греет, но покрывает угловатый кадр изб и простых интерьеров коммуналок.

Смирнов использует жесткую документальную эстетику, которая подчеркивает грубость и достоверность его сюжета. Он часто использует естественное освещение и ручные камеры, чтобы создать ощущение присутствия, а использование им крупных планов и плотное кадрирование создает ощущение клаустрофобии, которое усиливает напряжение и эмоциональное воздействие на зрителя.

Андрей Смирнов – кинорежиссер, известный своими визуально яркими фильмами, часто изображающими суровые реалии жизни в Советском Союзе и современной России. Как и предыдущие знаковые фильмы режиссера – «Белорусский вокзал» и «Француз» – «За нас с вами» обращается к прошлому нашей страны не столько для того, чтобы передать дух времени, сколько чтобы провести параллели с настоящим.
Выжить в этой жуткой стране можно только любовью

История идет по кругу: «великие победы» ведут к огромным человеческим потерям, диктаторы умирают, а жернова репрессий прекращаются лишь на недолгое время. И сбежать от них можно лишь только веря в любовь и сочувствие. Только спасет ли нас эта вера?
Текст: Ника Маккена
Фото: Кино-театр.ру