Актёрская лаборатория ProLAВ

Ожившие страницы нашей жизни

Может, когда-нибудь и про нас напишут искрометные истории
Актерская лаборатория ProLAB, независимый проект творческих людей под руководством режиссера Михаила Каргапольцева, известен своими оригинальными постановками (например, спектаклем «Проклятые поэты», вдохновленным русской и французской поэзией рубежа XIX-XX века).

«ЗоЧеРок» — спектакль-вечерок в голосовых волнах по произведениям М.М. Зощенко и А.П. Чехова, такой же экспериментальный, как и другие постановки лаборатории. Сама афиша, яркая и контрастная, настраивает на озорное настроение.

Пока гости ждут приглашения в зал в уютном полумраке, там, в зале, играет приглушенная классическая музыка. Из зала доносится пронзительное «Зо-Че-Рок!», и вот уже зрители потихоньку начинают занимать свои места.
На сцене — минимум декораций, только стулья и абажурные светильники разной фактурности, что придает особой ламповости атмосфере. Как и само название, вечер разделен на два акта: в первом мы знакомимся со вселенной рассказов Михаила Зощенко, во втором — с ранними сочинениями Антона Чехова.

Начинается первое действие с рассказа «Сильное средство» — о том, как искусство (в данном случае — театр) помогает избавиться от пагубных зависимостей и делает даже из заблудшей души лучшего человека. Основной рассказчик, Анастасия Павлова, увлекает в историю своим сильным исполнением.
Главное оружие в перевоплощении артистов здесь — слово. Искусный и остроумный текст произведений в сочетании с тонкой игрой преображает каждую зарисовку в нечто волшебное. Как только один рассказ заканчивается (иногда уморительно, иногда и печально для незадачливых персонажей), тут же начинается следующий. Бытовые перипетии жителей коммуналок, курьезы с покупкой и кражей сапог, любовные драмы с серийным замужеством и бюрократические проблемы со склонением слова «кочерга» переплетаются между собой в точный пейзаж советского общества.

Заканчивается акт очередной театральной историей — рассказом «Аристократка». «Не люблю я, братцы, баб в шляпках», — говорит Григорий Иванович (Арсен Треугабылов), рассказывая про свое неудавшееся свидание с «буржуйкой» в театре.
Второй акт полностью посвящен рассказам Чехова. Здесь настроение и слог меняется, приобретая романтичный флер дореволюционной России. Задает тон история «Загадочная натура» о знакомстве богатой вдовы и писателя в купе первого класса. У Антона Павловича все рассказы вращаются вокруг влюбленностей, даже карась в исполнении Глеба Попандопуло имеет право на неразделенные чувства («Рыбья любовь»). Отчаянный герой «Мстителя», Федор Федорович Сигаев, испытывает на себе все уловки раннего маркетинга, пытаясь купить у ловкого француза револьвер. Один актер перевоплощается в каждого героя за секунду, используя для этого всю мощь своего голоса.

Завершается спектакль хорошим концом — счастливые влюбленные освобождаются от шантажа хитрого мальчишки («Злой мальчик»). Два часа проходят стремительно, словно ты читаешь книгу, быстро перелистывая страницу за страницей, а потом хочешь перечитать все заново. Ну а зритель остается с прекрасными воспоминаниями о прошедшем вечере.

Наша жизнь — игра, и мы герои своих юмористических рассказов. Может, когда-нибудь и про нас напишут искрометные истории.
Текст: Ника Маккена
Фото: сайт Актерской лаборатории ProLAB